Выбор преподавателя
В первую очередь вам необходимо подобрать педагога, который знает как работать с детьми первых лет жизни. На этот счет у родителей существует множество заблуждений. Одни считают, что самое главное для педагога – его образование. Для других мам и пап решающую роль играет возраст преподавателя. Конечно, и образование, и возраст педагога играют определенную роль в занятиях с малышом, но не всегда себя оправдывают. Преподаватель может иметь два высших образования, огромный багаж знаний, но передать эти знания ребенку, а тем более такому маленькому, он просто-напросто не сумеет.
Точно также обстоит дело и с возрастом педагога. Разумеется, надо считаться с тем, что преподаватели более солидного возраста имеют больший опыт общения с детьми, чем их молодые коллеги. Но, работая со старшеклассниками или студентами, педагог, несмотря на свой солидный стаж, может не найти общий язык с вашим малышом. Зато молодой, недавно закончивший вуз преподаватель с первых же минут знакомства установит тесный контакт с малюткой и найдет подход ко всем его капризам.
Так где же найти такую Мэри Поппинс, которая покорит сердце вашего ребенка и будет заниматься с ним с полной самоотдачей? В этом, пожалуй, состоит самая большая трудность. Лучше всего пригласить педагога, который уже зарекомендовал себя в кругу ваших знакомых. Тогда, имея представление о качествах преподавателя, вы сможете решить, стоит ли доверять ему обучение ребенка. Если вы собираетесь пригласить совершенно незнакомого вам человека, обязательно проведите с ним обстоятельную беседу. Присмотритесь к поведению преподавателя, обратите внимание на его речь. Если педагог допускает при разговоре с вами неправильные обороты речи, ненормативные выражения, ведет себя неуверенно и невнятно отвечает на заданные вопросы – лучше сразу распрощайтесь с этим человеком и начинайте подыскивать кого-нибудь другого.
Классная комната
Теперь вам предстоит подобрать место, где будут проходить занятия. Если вы будете приводить ребенка к преподавателю, обязательно осмотрите помещение, в котором будут проводиться уроки. Недопустимо, чтобы ребенок получал знания в комнате, где посторонние люди занимаются своими делами или смотрят телевизор. В этом случае подготовка малыша будет равняться нулю. Занятия должны проводиться в светлой, хорошо проветренной комнате, при отсутствии постороннего шума. Желательно, чтобы никакие яркие безделушки ни отвлекали внимание маленького ученика.
То же самое касается и комнаты, выделенной для занятия в вашей квартире. Лучше всего, если это будет комната, в которой малютка обычно проводит свое время. Знакомая обстановка создаст уютную и спокойную атмосферу, а находящиеся в комнате вещи не будут отвлекать от занятий. Можно даже оставить несколько любимых игрушек малыша, так как они могут пригодиться в проведении уроков.
Учитель и ученик
Перед проведением первого урока настройте малыша на это серьезное событие, но все-таки не забывайте, что ему еще сложно понять разницу между игрой и настоящим уроком с преподавателем. Недопустимо давать строгие указания или, тем более, запугивать ребенка. От этого у него с первых же минут разовьется стойкое негативное отношение и к педагогу, и к его занятиям. Просто спокойным тоном объясните малышу, как зовут его учительницу, какому предмету он будет обучаться и как следует вести себя во время занятий.
Не настаивайте на своем присутствии на уроках, так как это будет отвлекать малыша. Ребенок должен оставаться наедине с учителем хотя бы несколько первых занятий. Так он быстрее привыкнет к своему педагогу и начнет ему доверять. Будет гораздо лучше, если после каждого занятия вы будете интересоваться, чем он занимался на уроке, чему успел научиться.
Проявляйте больше интереса к занятиям вашего малыша, хвалите его за достигнутые успехи. Такое внимание с вашей стороны будет очень приятно маленькому ученику и лишний раз докажет ему, каким важным делом он занимается.
Если педагог предложит вам приобрести необходимые для уроков пособия, обязательно отправляйтесь за покупками вместе с малышом. Пускай ребенок примет самое деятельное участие в подборе своего учебного материала и почувствует всю серьезность предстоящего обучения.
Первые разочарования
Прошло всего несколько занятий, а малыш уже категорично заявляет, что больше не хочет учиться у этого преподавателя. Постарайтесь выяснить причину подобного заявления. Возможно, ребенку просто не нравится предмет, который он изучает в данное время и он винит в этом своего педагога.
Например, малышу нравится рисовать, а вы заставляете его учить какие-то трудные слова на незнакомом языке На таких уроках малютка чувствует себя неуютно, в нем растет протест и раздражение, и в конечном итоге ребенок считает, что во всем виноват только учитель. В этом случае многое зависит от самих родителей.
Если вы уверены, что малыш должен изучать именно данный предмет, тогда вам придется немало потрудиться, чтобы убедить в этом вашего ребенка. Ведь в таком возрасте дети еще не могут определиться, какому виду занятий отдать предпочтение. И для того, чтобы малыш остановил свой выбор на каком-либо одном предмете, его надо этим предметом заинтересовать.
А что делать, если малютке нравится выбранный вид деятельности, но на занятия с педагогом его приходиться вести силой? Тогда причину такого нежелания надо поискать в самом преподавателе.
Разговор с педагогом
Конечно, вы можете посидеть на уроке и понаблюдать за процессом обучения, но это мало поможет вам разобраться в сложившейся ситуации. Поведение педагога в вашем присутствии может сильно отличаться от того, как он ведет себя наедине с ребенком. Поэтому сначала осторожными вопросами постарайтесь выяснить у ребенка, как он относиться к своему учителю. Возможно, он боится резкого, грубого тона педагога или ему скучно на занятиях. В таком случае вам предстоит серьезная беседа с вашим преподавателем.
В спокойной обстановке обсудите с ним возникшие проблемы и вместе постарайтесь найти приемлемое решение. В случае, если педагог будет доказывать свою правоту и обвинять в сложившейся ситуации ребенка, разумнее всего будет расстаться с таким педагогом. Но, опять же, предварительно поинтересуйтесь у малыша, как он отнесется к тому, что у него будет другая учительница. Если кроха с радостью воспримет это известие, то без промедления подыскивайте нового педагога. Если же он колеблется в своем решении, начинает придумывать отговорки – значит, ваша нынешняя учительница в какой-то мере устраивает малыша. В такой ситуации еще раз побеседуйте с педагогом, вместе обсудите поведение ребенка и самого преподавателя на уроках.
Не бойтесь давать учителю свои рекомендации и выдвигать требования. Ведь от его поведения зависит психическое и эмоциональное состояние вашего малыша. Малыш должен с радостью и желанием бежать на урок или с нетерпением ждать прихода педагога.
Бывает и такое
В семье моих друзей подрастал маленький Егорка. С каждым днем у него все больше проявлялись способности к изобразительному искусству. Целыми днями четырехлетний малыш рисовал и лепил из пластилина. Заметив такой талант сына, родители решили развивать его дальше и пригласить для этого квалифицированного педагога.
Занятия начались, и все, казалось бы, шло прекрасно. Егорка полюбил учителя и с нетерпением ждал его прихода. Кроме того, появился явный прогресс в творчестве ребенка. Но, наряду с этим, стало настораживать другое: изменилась речь Егорки. В лексиконе малыша стали появляться жаргонные слова и, даже, целые обороты речи. Где же он мог их услышать? Детский сад он не посещал, а во дворе гулял с воспитанными соседскими ребятишками.
Однажды, проходя мимо детской комнаты, в которой шел очередной урок по рисованию, мама услышала те же жаргонные слова, произнесенные педагогом. После занятия родители мальчика попросили педагога задержаться и потребовали от него объяснений. Смутившись, тот признался, что иногда, забывшись, произносит недопустимые слова и выражения. Не зная психологию маленьких детей, он ошибочно полагал, что такой кроха вряд ли обратит на это внимание, он не учел тот факт, что каждый малыш с самого раннего детства старается во всем подражать взрослым.
Снова в поиске
Что же делать родителям, если все-таки необходимо поменять преподавателя? Неужели все начинать сначала? Да, вам предстоит снова начать поиск педагога и провести все сопутствующие ему мероприятия. Теперь это может занять более длительное время, так как вы уже имеете некоторый отрицательный опыт. Рассмотрите несколько подходящих кандидатур. При возможности свяжитесь с семьей ребенка, с которым ранее работал этот преподаватель. Разговор с родителями даст вам возможность узнать моральные и профессиональные качества выбранного педагога. Если вы решили, что данный учитель вам подходит, подготовьте к этому малыша.
Появление нового педагога не должно стать для ребенка неожиданностью, так как это может испугать его и отбить желание к занятиям. Гораздо лучше, если кроха будет ждать появление нового учителя не с волнением и трепетом, а с любопытством. После первого же урока обязательно спросите малыша, понравился ли ему преподаватель, интересно ли ему было на занятии. Ведь, зачастую, именно на первом уроке формируются отношения между педагогом и учеником.
Комментарий эксперта
Игорь Павлов, детский психолог, автор книг «Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе» и «Общение с ребенком: тренинг взаимодействия»:
«Отдавая ребенка на попечение репетитору, в развивающий кружок или студию, я бы рекомендовал каждому родителю задуматься, насколько ребенок психологически готов к дополнительным занятиям. Такая готовность включает в себя интерес и желание ребенка заниматься каким-либо делом и особенности его возраста.
Так, например, ребенка до трех лет не стоит нагружать дополнительными занятиями, особенно, если он только-только пошел в детский садик. Ему необходимо время, чтобы адаптироваться к новым условиям в детском саду, научиться обходиться какое-то время без мамы и папы.
Когда адаптация к детскому садику будет успешно пройдена и малыш сможет без лишних истерик ненадолго отпускать вас, можно попробовать отдать его на дополнительные групповые или индивидуальные занятия с педагогом. Как правило, такие занятия непродолжительны по времени, проходят в игровой форме и очень нравятся маленьким детям. Но не стоит пока еще в этом возрасте делать упор на какой-то глубокой специализации ребенка. Основная задача родителей и педагога – дать ребенку опыт увлекательного учения и пробудить в нем любовь к познанию и обучению. Это тот психологический «багаж», без которого ребенку будет сложно научиться чему-то в будущем.
Имея такой «багаж», старшие дошкольники с удовольствием могут ходить на дополнительные занятия по тем предметам, которые им нравятся – рисованию, танцам, музыке, иностранному языку – и углублять свои познания и умения. Иногда они даже способны сознательно жертвовать ради любимого занятия играми и свободным временем.
Но когда ребенок идет в школу, на его плечи ложится большая нагрузка и здесь стоит задуматься, насколько оправданы в это время еще и дополнительные занятия. Конечно, если у первоклашки остается время и желание посещать дополнительные занятия с педагогом, то не стоит отказывать ему в этом удовольствии. Важно при этом, что бы ребенок ощущал со стороны своих родителей и педагогов поддержку как в школьных делах, так и на дополнительном «фронте»».
Маленькая справка
Стоимость репетиторских услуг зависит от статуса педагога и от места проведения занятий. Так, студент будет оценивать свои уроки несколько дешевле, чем преподаватель вуза. Если педагог приходит заниматься к вам домой, его ставка может быть выше, чем у педагога, который проводит занятия в своей квартире, так как здесь учитываются затраты на дорогу. И, конечно же, все эти расценки не могут быть фиксированными, и периодически будут изменяться.
Алла ПАВЛОВА, преподаватель музыки