Количество этих вопросов порой ставит нас, родителей, в достаточно затруднительное положение: не на все из них мы можем дать однозначные простые ответы, не все детские вопросы бывают заданы к месту и ко времени.
Но прежде, чем отвечать на любой из поставленных вопросов, постарайтесь его понять, не бойтесь уточнять, о чем именно малыш пытается узнать. Говоря о детских вопросах и взрослых ответах, в памяти сразу всплывает рассказ одного молодого папы. Шли они с сыном вдоль проезжай части. Мимо них, громыхая, промчался трамвай. Сын спросил: «Папа, а как трамвай едет?» На что мой знакомый попытался объяснить всю сложность устройства передвижения трамвая по рельсам. Выслушав длинный монолог, ребенок сказал: «Эх ты, папа! Такой большой, а не знаешь, что трамвай едет так: дзынь-дзынь-звяк…
Для того чтобы дать правильный ответ, нужно точно понимать вопрос, а в этом вам поможет так называемое перефразирование. Например, малыш спрашивает: «Почему трава зеленая?» А вы уточняете: «Ты хочешь узнать, почему трава именно такого цвета?» Конечно, это необходимо лишь в том случае, если вы не до конца поняли вопрос или если вам нужно немного времени для размышления над ответом.
Есть еще одна небольшая уловка, позволяющая родителям немного поразмышлять, – спросить, что по этому поводу думает сам малыш. И пока он выдает вам свою версию, вы обдумываете свою (либо соглашаетесь с предложенной версией, не забывая подчеркнуть, как удачно ваш ребенок нашел нужный ответ).
«Откуда я взялся?»
В возрасте трех–пяти лет дети порой задают вопросы, которые ставят нас в тупик. Мы теряемся, смущаемся, порой даже злимся, особенно, если эти вопросы задаются в присутствии посторонних. Дорогие родители, очень важно, чтобы ни один из заданных вопросов не остался без ответа, ведь ничего так не пугает, как неизвестность. Не имея четкого представления о некоторых процессах и явлениях, ребенок начинает фантазировать, и именно эти фантазии «напускают» на него страхи.
Заявив о себе как о личности, дети начинают задаваться вопросом «Откуда я взялся?». Отвечая на него, родителям обычно достаточно рассказать, что малыш появился на свет из маминого животика. Если дальнейших расспросов не последует, не стоит спешить с покупкой энциклопедии с картинками, в которой подробно будет описан процесс от зачатия до рождения. Помните, что первые вопросы о рождении редко требуют детального объяснения, что и откуда взялось.
«Как рождаются дети?»
Тут следует рассказать, что малыш находится у мамы в животике в течение девяти месяцев, на протяжении которых он растет и развивается. Потом наступает момент, когда малыш уже достаточно большой, и тогда мама отправляется в больницу, где через специальное отверстие у нее рождается ребенок. Одна пятилетняя девочка постоянно просила маму рассказать поподробнее о том, как это происходит. Мама отвечала, что женщине нужно всего лишь очень-очень этого хотеть, а врачам – быть рядом, потому что малыш рождается еще совсем слабым и беззащитным.
В данном вопросе следует переключить внимание детей с физиологического процесса на эмоциональные переживания радости от встречи мамы с малышом. Будет здорово, если вы расскажете о тех мыслях и чувствах, которые возникли у вас, когда вы впервые увидели вашего малыша, опишите, какой была его встреча с папой. Покажите ребенку, какого размера он был при рождении, как вы укачивали его на ручках, как забавно он чмокал, когда был голоден. Если момент рождения был заснят на видео, не спешите показывать его деткам, так как это может ранить их, заставить испытывать чувство вины за то, что они причинили вам боль. Точно так же и рассказы о тяжелых родах могут вызвать негативное отношение старших детей к рождению младших, привести к нежеланию иметь своих детей.
«А могу ли я родить ребенка? Я же девочка?»
В таком случае следует объяснить, что для рождения детей необходимо не только быть девочкой, для этого нужно вырасти, полюбить мужчину, выйти за него замуж. Потому что дети рождаются у взрослых людей, которые очень любят друг друга. В таком свете девочки иногда начинают говорить о том, что они уже любят какого-либо мальчика. И в этой ситуации следует проявить уважение к чувствам своего ребенка, не говорить о том, что эта любовь быстро пройдет, и таких Сашей, Ваней и Максимов она еще полюбит столько… Лучше обратить внимание ребенка на то, что родители должны уметь заботиться о своем малыше, зарабатывать деньги. С таким аргументом чаще всего приходиться согласиться, и вопрос о рождении детей, как правило, закрывается сам собой.
«А где я был до того, как оказался у мамы в животе?»
Отвечая на этот вопрос, родители часто обращаются к религии, где по-разному объясняется то, откуда на землю приходят люди. А можно рассказать детям о том, что ребенок появляется у папы и мамы от слияния их клеток (точно так же происходит у всех живых существ).
«Почему бабушка такая старенькая, и что бывает после старости?»
Разобравшись в вопросах рождения, дети начинают задавать вопросы о смерти. Не отмахивайтесь от этих порой неприятных вопросов, ведь именно страх смерти лежит в основе многих детских страхов (страх темноты, страх закрытого пространства, страх одиночества и т.д.). Не бойтесь рассказывать детям о том, что все люди со временем стареют, перестают работать и выходят на пенсию. Не старайтесь утаивать или обманывать ребенка, говоря ему, что старенькие люди не умирают, а, например, засыпают навсегда или уезжают в такие дальние края, откуда потом не возвращаются. Ведь все это малыш может истолковать по-своему, и, как следствие, долго не засыпать, нервничать, видеть плохие сны, отказываться уезжать далеко от дома. Необдуманные слова тяжелым грузом накапливаются в детской душе и заставляют испытывать недоверие ко многим происходящим вещам.
«Где я буду, когда умру?»
Расскажите ребенку, что у человека есть тело и душа. После смерти душа улетает на небо (становится ангелом). Если ребенок задает вопросы о том, что после смерти происходит с телом, то нужно сказать: после смерти тело больше ничего не чувствует, и его хоронят (опускают в землю или сжигают). Обязательно подчеркните, что умирают обычно от старости, прожив долгую и счастливую жизнь, вырастив детей. Но даже после смерти о людях помнят их близкие, и они продолжают жить в их памяти. Все это нужно говорить детям потому, что страх того, что они могут умереть и от них ничего не останется, сильнее, чем страх самой смерти.
Мама четырехлетнего Юры обратилась за помощью к детскому психологу. После того, как они вместе с сыном побывали на кладбище в день памяти об усопших, с ее сынишкой стало явно что-то происходить. Он перестал играть один в комнате, просил, чтобы даже в туалет вместе с ним ходили мама или папа. После общения с Юрой на поверхность всплыл вопрос, который он задал маме на кладбище: «А для кого мы оставляем крашеные яйца и конфеты?» Ответ вы уже, конечно, предвидите: «Для бабушки Светы, которая здесь похоронена». Простой ответ. Простой, но недостаточно точный. Фантазия впечатлительного Юры услужливо дорисовала ему картинку того, как бабушка выходит из могилы, чтобы съесть конфетку. И, как следствие, за этой яркой картинкой потянулась цепочка страхов.
«Мама, а когда я вырасту, ты станешь моей женой?»
Мама – это тот человек, от которого зависит благополучие ребенка. Утвердившись в этой мысли, а также осознав свою принадлежность к мужскому полу, мальчики в возрасте от трех до пяти лет довольно часто говорят о своем желании вырасти и жениться на маме. Ни в коем случае не ругайте сынишку, не смейтесь и не говорите о том, что это детские глупости. Вам нужно просто и доступно объяснить малышу, что когда он вырастет, то обязательно встретит очень хорошую, умную и добрую девушку, которую полюбит так же, как папа полюбил маму.
«А я могу пожениться со своим другом?»
Не спешите пугаться, паниковать или возмущаться, это всего лишь желание все время быть рядом со своим другом и ничего больше. Расскажите ребенку о том, что для того чтобы они могли оставаться друзьями долгое время, им совсем не обязательно жениться, дружить можно и так. А женятся только мужчины и женщины, которые полюбили друг друга. Сильная привязанность и желание быть постоянно рядом со своим другом – это дружба. Расспросите малыша о том, какой его друг, почему ему нравится дружить именно с ним, периодически интересуйтесь, с кем еще дружит ваш ребенок. Приведите пример того, с кем вы дружите, а кого вы любите.
«А мы сегодня с Машей занимались любовью»
Такое заявление из уст крохи заставит вас выронить все, что находится у вас в руках… Как и во всех случаях с непонятными вопросами, не спешите совершать «разбор полетов». Прикидывайтесь абсолютно «непонимающим» и спокойно, как ни в чем не бывало, расспрашивайте ребенка. Что именно он имеет в виду, говоря о занятиях любовью? В 90 % случаев это обозначает, что они либо ходили вместе за руки, либо один другого поцеловал. Порой слово «любовь» для детей означает «секс», о котором они слышали либо по телевизору, либо от других детей, но о чем именно идет речь, они не знают. Объясните, что подобные действия – это не занятия любовью, любовью занимаются только взрослые.
«Почему у меня нет краника, как у братика? Он что, отвалился или не вырос?»
Первое, что приходит детям в голову, когда они сравнивают себя друг с другом, – у девочек чего-то не хватает.
Самые любознательные крохи рассматривают различные версии. Например: «девочки плохо себя вели, и поэтому «он» отвалился»; «девочки – это такие мальчики, которые сильно дергали за «него» и он оторвался». Совсем маленьких детей, как правило, удовлетворяет ответ «все было задумано природой для того, чтобы отличать мальчиков и девочек». Еще необходимо рассказать о том, что ничего ни у кого не отваливалось, а все так, как было дано природой (Богом). Просто у мальчиков половые органы построены так, а у девочек иначе. Девочкам можно дать возможность рассмотреть себя (даже при помощи зеркала). Это нужно для того, чтобы девочки не ощущали себя неполноценными, а мальчики не боялись вдруг превратиться в девочек.
Вопросы бывают разные, и их бывает до бесконечности много. Обязательно отвечайте на все из них, будьте готовы, что некоторые малыш станет задавать не один раз. Это может происходить в связи с тем, что либо ответ был недостаточно понятным, либо малыш хочет убедиться, что он вас правильно понял. Не оставляйте вопросы без ответа, иначе ребенок может посчитать, что вы не знаете на них ответа, а ведь для него так важно понимать: родители знают все, во всем разбираются, с ними можно все обсудить.
Не жалейте терпения, времени и сил для ответов на все вопросы, и дети будут благодарны вам за это.
Ирина ЛУЖИНСКАЯ, дошкольный педагог и практический психолог