Если родители решили, что ребенку нужен детский сад, они должны заранее об этом позаботиться. Начинать подготовку можно с базовых вещей: режим дня, приучение к горшку и обучение минимальным навыкам самообслуживания.
Распорядок дня
Постарайтесь максимально приблизить домашний режим дня к распорядку детского сада. Детей приводят в садик к 8.00-8.30, в это время проводится утренняя гимнастика, затем следует завтрак. Для малышей, которые привыкли вечером поздно ложиться спать, ранний утренний подъем станет сложным испытанием. Поэтому постарайтесь скорректировать распорядок дня заранее, за 1-2 месяца до похода в сад. Это позволит избежать резкого стресса, когда помимо расставания с мамой, малышу придется еще и полностью менять привычный распорядок.
Начните «сдвигать» время укладывания на ночной и дневной сон на 10-15 минут каждые 3-4 дня, чтобы постепенно приблизить время сна к распорядку детского сада. Малыши в яслях обедают в 12.00-12.30 и затем сразу укладываются спать, просыпаются в 15.00.
Расставание с привычками
Как правило, направление в ясли родители получают с мая по сентябрь. Когда группы укомплектованы детьми, проводится организационное собрание, на котором родителям рассказывают, как подготовить ребенка к саду и как правильно вести себя в период адаптации.
Если у ребенка есть «вредные» привычки (к примеру, он ходит в подгузнике, сосет соску или ест только детское питание из баночек), нужно стараться их корректировать до поступления в детский сад. За несколько месяцев начинайте понемногу (пусть и на короткие промежутки времени) снимать подгузник, забирать соску, переводите кроху на общий стол (чтобы он мог жевать «взрослую» пищу).
Также к моменту похода в сад постарайтесь закончить кормить грудью, поскольку это серьезно осложняет процесс адаптации малыша, ведь во время грудного вскармливания сохраняется более тесная связь с мамой, и крохе намного сложнее отпустить ее и остаться одному. Кроме того, таким детям тяжело привыкнуть к еде в саду, им непривычна консистенция и вид пищи.
К слову, основу рациона в детском садике составляют каши, супы, тушеные овощи, сырники, творожные запеканки, омлет, рыбные, мясные и куриные котлеты. Если ваш домашний рацион существенно отличается от перечисленного, имеет смысл начать готовить малышу другие блюда, чтобы он спокойно относился к еде в саду.
Научите ребенка элементарным навыкам самостоятельности:
- есть ложкой и вилкой и пить из чашки,
- снимать носки с ног,
- подтягивать колготки с колен до бедра,
- снимать шапку, варежки, ботинки,
- своевременно проситься на горшок и т.д.
Ребенок, умеющий есть, одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным и зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии.
Настрой родителей
В процессе подготовки и адаптации к детскому саду очень многое зависит от родителей (в частности, от мамы) и их настроя. К примеру, если у мамы присутствует выраженный негатив к детскому саду и она открыто обсуждает это со всеми родственниками, то ребенок, слушая эти разговоры, вряд ли захочет посещать детский сад. В этой ситуации мама должна больше думать о чувствах и эмоциях своего ребенка, нежели о своих собственных. Родители должны всеми силами создавать ребенку мотивацию ходить в детский сад. К примеру, если вы уже получили направление и оформили документы в дошкольное учреждение, можно заранее познакомиться с воспитателями, показать ребенку его группу, площадку на улице. Иногда можно приходить на площадку гулять, чтобы ребенок понемногу привыкал быть в саду. Если сад находится рядом с домом и вы часто проходите мимо, каждый раз говорите ребенку, что это его сад и скоро он сможет туда ходить. Подчеркивайте все положительные стороны: в саду очень красивые игрушки, много песочниц, очень вкусная еда и т.д.
Расскажите ребенку, что, когда мама (папа, бабушка, дедушка и т.д.) были маленькими, они тоже ходили в детский сад, играли там с детьми, кушали, спали – словом, очень здорово проводили время.
Тренировка расставаний
Психологи считают, что в сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама уходит, но она обязательно вернется. Отправляясь в детский сад, ребенок испытывает сразу несколько страхов и разочарований. Каждый малыш привык всегда быть с мамой, поэтому, когда ее вдруг не оказывается рядом, он пугается. Помимо страха, что мама его бросила, ребенок сталкивается с полной беззащитностью: он не знает, как действовать в новом месте и как строить отношения и общаться с новым коллективом.
Если ребенок общительный и часто находится без мамы, у него гораздо больше шансов лучше и быстрее адаптироваться. В период подготовки к саду мама может специально на некоторое время оставлять малыша с другими родственниками. Уходя, обязательно сообщите ему, что вы очень скоро вернетесь. Лучше дать ребенку какой-то конкретный временной ориентир (мама вернется, когда ты поспишь, построишь башню из кубиков и т.д.). Таким образом, он будет постепенно привыкать быть без мамы с другими взрослыми людьми.
В раннем возрасте малышам не столько нужны дети, сколько взрослые. Однако приучать ребенка к детскому обществу не менее важно, он должен знать, как взаимодействовать со сверстниками: дружить, вежливо обращаться, играть, не толкать, не забирать игрушки и т.д.
Игры и сказки
По мере приближения «часа Х» рассказывайте ребенку, что, как и когда он будет делать в детском саду, четко обозначая момент, когда вы будете его забирать.
Можно поиграть с малышом в детский сад, через игру детям намного проще воспринимать реальность. Выберите из игрушек «маму», «ребенка» и «воспитателя». Пусть «мама» приводит своего «малыша» в сад, а сама уходит на работу. Воспроизведите в игре распорядок детского сада, рассказывайте и показывайте, что именно сейчас делает «ребенок» в саду. Когда придет выбранный временной ориентир, «мама» должна вернуться с работы и забрать «кроху» из детского сада. Читайте и рассказывайте сказочные истории про детский сад, показывайте мультфильмы. Важно, чтобы все они были со счастливым концом.
Адаптационные группы
Чтобы помочь молодым родителям приучить ребенка к детскому коллективу, в садах существуют «Материнские школы», которые работают с сентября по май, или адаптационные группы, работающие с марта (апреля) до сентября.
Занятия в таких группах, как правило, проводятся 2-3 раза в неделю и длятся не более двух часов. С детьми занимается воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель и руководитель физического воспитания. Помимо того, что малыши рисуют, делают поделки, поют песни и танцуют, они привыкают находиться в коллективе и следовать его правилам. «Материнскую школу» ребенок посещает вместе с мамой, в адаптационной группе малыш может находиться с мамой или без нее, под присмотром воспитателя.
Покупки
Материальной составляющей подготовки также необходимо уделить должное внимание. Причем к этому делу можно смело привлекать малыша. Скажите, что сегодня вы пойдете в магазин покупать все необходимое для сада, и разрешите крохе принимать участие в выборе. Даже если нужно купить обыкновенные майку или колготки, скажите крохе, что это специальная одежда, в которой он будет ходить в детский сад. Ребенку всегда интересно все новое, и он будет с нетерпением ждать возможности порисовать новыми красками в новом альбоме или надеть красивые носочки. Так у малыша появится еще одна мотивация к посещению сада.
Одежда
Для детского сада нужно выбирать ту одежду, в которой ребенку будет комфортно. Ведь если одному удобно ходить в колготках, то другому – только в штанах или шортах, поэтому здесь все индивидуально.
Мальчики чаще всего ходят в майках и шортах либо штанах, водолазках и рубашках, девочки – в сарафанах, платьях, юбках и майках либо леггинсах и туниках. Важна удобная и «дышащая» обувь, чтобы у малыша не потели ноги. Хорошо, если выбранные босоножки или сандалии будут иметь специальную ортопедическую стельку, поскольку в последнее время у детей очень часто встречается плоскостопие.
Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек, завязок и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на замке, поскольку трехлетнему ребенку еще довольно сложно справиться со шнурками и застежками.
Помните, что в шкафчике обязательно должен лежать запасной комплект одежды (трусы, майка, носки, колготки, шорты, водолазка, кофта и т.д.), чтобы в случае необходимости ребенка можно было полностью переодеть. Для занятий физкультурой понадобится форма (трикотажные шорты и майка) и кеды (кроссовки), для занятий в музыкальном зале – чешки.
Канцелярские принадлежности
В детском саду дети рисуют, лепят, учатся выполнять простые работы по аппликации. Для изобразительной деятельности малышам понадобятся:
- альбом или блок для рисования;
- гуашь (6 цветов);
- кисточки;
- стаканчик-«непроливайка»;
- цветные карандаши;
- пластилин (лучше выбирать мягкий, чтобы малышу было легко с ним работать);
- пластиковая доска для лепки;
- цветная бумага;
- цветной картон;
- книга по возрасту.
Как правило, первые недели адаптации воспитатели и педагог-психолог проводят с малышами игры, направленные на то, чтобы познакомить их между собой, научить общаться, играть и взаимодействовать. Подобные занятия длятся не более 15 минут. Кроме того, дети посещают физкультурный и музыкальный залы, где с ними занимаются специалисты.
Новый набор в детский сад происходит в сентябре, как и традиционное начало учебного года. Однако если у сада есть такая возможность (свободные места в группах), то малыша могут принять в сад и летом.
Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все его вопросы. Период адаптации – очень индивидуальный процесс, который зависит от каждого конкретного ребенка и его семьи, поэтому родители должны быть готовы к любому повороту событий. Грамотная и последовательная подготовка поможет вам избежать множества проблем, а маленькому человечку придаст уверенности в себе и заставит поверить, что детский сад – это не ежедневная повинность, а место, где действительно интересно и весело!
Татьяна РАЗУМОВА, заведующая ГУО «Ясли-сад № 545 г. Минска»