Но далеко не каждая мама задачу по развитию малыша возьмет на себя. Кто-то справедливо считает себя не вполне компетентным в данном вопросе, а кто-то просто устал сидеть в «четырех стенах», но хочет проводить свободное время хочет с пользой для крохи. И вот тогда встает вопрос о том, чтобы записаться в центр раннего развития.
А нужно ли?
Образование ценилось во все времена. Вспомните, как когда-то родители пугали нас: «Будешь плохо учиться, не видать тебе института. Пойдешь в училище, а то и вовсе в дворники»…
А с развитием цивилизации, в век информационных технологий, знаний требуется все больше. Посмотрите, сколько в последнее время в нашей столице появилось гимназий. Учиться в обычной школе уже вроде не престижно стало. И если во времена нашего с вами детства ребятишки шли в школу практически неподготовленными, то сейчас для того, чтобы пройти собеседование в гимназию, оказывается недостаточно знаний, полученных в детском саду. Во многом благодаря этому родители и стремятся начать обучать ребенка как можно раньше, начав цепочку: центр раннего развития – детский сад – гимназия – университет…
Безусловно, раннее развитие имеет множество плюсов. Но лишь при условии, если родители ставят правильные цели. А правильной целью в данном случае является всестороннее гармоничное развитие ребенка, с упором не на результат, а на сам процесс. Иначе говоря, родители не должны ставить перед собой задачу вырастить юного гения, без оглядки на желания самого малыша, наказывая его за каждую неудачу. Также большой ошибкой станет поход ребенка в развивающий центр как дань моде, с оглядкой на общество («Все знакомые посещают подобные занятия, а мы что, хуже?») или в угоду собственным несбывшимся мечтам («Меня родители ничему не обучили, так пускай мой ребенок будет умнее меня»).
Важно понимать, что основным плюсом посещения развивающего центра является даже не столько собственно обучение, сколько нахождение ребенка в социуме. Таким образом малыш не только развивает способности к различным видам деятельности, но и осваивает правила поведения в коллективе, учится общаться.
Ни в коем случае нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Всегда следует помнить, что у каждый малыш индивидуален, у каждого свои сроки развития, свои особенности и возможности.
Приносят пользу развивающие центры и для мам. Многие женщины, находясь в декретном отпуске, несколько ограничены и в передвижениях, и в общении. Посещая со своими малышами подобные занятия, они имеют возможность познакомиться с новыми людьми, найти друзей и единомышленников. Кроме того, присутствуя на занятиях, мама может отследить весь процесс обучения, увидеть, что у малыша получается лучше, а чему стоит уделить больше времени, над чем нужно дополнительно поработать дома. Мамы и сами обучаются на таких занятиях, в дальнейшем имея возможность заниматься с ребенком самостоятельно.
О направлениях
В группах, предназначенных для самых маленьких (начиная с шестимесячного возраста), основными являются занятия на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. Чуть позже – на овладение такими понятиями как цвет, форма, величина, размер. Отдельная роль уделяется занятиям на развитие речи и накоплению пассивного словарного запаса. Кроме того, дети должны научиться слушать, а главное – слышать педагога. Занятия базируются на пальчиковых и музыкально-речевых играх.
Большое внимание уделяется и физическому развитию – упражнениям на развитие координации движения, обучению простейшим танцевальным движениям.
Кроме того, важнейшей задачей для малышей в возрасте до трех лет является подготовка к детскому саду.
Для возрастного периода двух–трех лет сфера занятий существенно расширяется. Как правило, программы состоят из нескольких блоков – развивающего, творческого, музыкального и спортивного.
На развивающих занятиях малыши развивают речь и фонетический слух, подготавливают почву для развития навыков чтения, математики, развивают память, логику, внимание. На творческих – у детей есть возможность заняться рисованием, лепкой, аппликацией и т.д. На музыкальных – малыши учатся правильно слушать музыку, формировать чувство ритма и даже постигают основы игры на некоторых музыкальных инструментах. Спортивные занятие включают в себя подвижные игры, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и формирования хорошей осанки и др.
Это те направления, которые обычно входят в основной комплекс развивающих центров. Но помимо них многие школы предлагают и другие не менее интересные и полезные. Вот несколько примеров.
Фитнес для мам и малышей. На этих занятиях мама занимается вместе с ребенком. Упражнения подобной программы направлены на послеродовое восстановление женщины и одновременное развитие малыша. Мама восстанавливает мышцы живота, груди, ног и внутренних мышц органов малого таза. «Детская» часть включает ладушки и другие пальчиковые игры, пестовальную гимнастику для младенцев, оздоровительный массаж детских стоп и ладошек мамиными ладонями, упражнения на развитие физических навыков и умений ребенка (ползание, ходьба, укрепление мышц рук и ног), упражнения на фитболе.
Хореография. Занятия развивают координацию, музыкальный слух, способствуют развитию творческих способностей ребенка, дают представление об актерском мастерстве. С помощью танцев дети учатся владеть своим телом, выражать эмоции и настроение. Хореография способствует правильному формированию осанки, развивает гибкость и пластику.
Театральные занятия. Дети учатся перевоплощаться, импровизировать, примерять на себя различные образы, выражая таким образом свои эмоции, раскрепощаясь. Сюда также включены занятия, направленные на разминку языка (скороговорки, упражнения на произношение гласных и согласных звуков), пальчиковая гимнастика, ритмические движения. Малыши занимаются игровой композицией, участвуют в мини-спектаклях.
«Клуб юных леди и джентльменов». Здесь дети учатся вежливо общаться, овладевают хорошими манерами, этикетом, правилами поведения в различных жизненных ситуациях и даже правилами безопасности. Также юные леди и джентльмены приобщаются к классической музыке и шедеврам мировой культуры, знакомятся с традициями и церемониями разных стран мира, культурами разных эпох.
«Школа юных моделей». Сюда включены такие занятия, как искусство дефиле, актерское мастерство, хореография, этикет, основы стиля, образа и имиджа, уход за собой (основы макияжа).
Иностранный язык. Во многих центрах большое внимание уделяется иностранному языку.
Несомненная польза обучения основывается на том факте, что в раннем возрасте дети лучше усваивают информацию. Буквально спустя несколько занятий они уже начинают свободно оперировать иностранными словами, формируя тем самым базу для дальнейшего успешного обучения языку. Обучение проходят в игровой форме, с использованием наглядных пособий, каждое из занятий имеет тематическую направленность (цвет, цифры, названия животных и т.д.). Ребята проигрывают различные сюжеты, таким образом, без усилий постигая язык.
«Домашний детский сад». Подобные программы являются хорошей альтернативой традиционным детским садам. При необходимости малыши могут находится в центре в течение дня (например, с 8.30 до 18.30), а выбор занятий здесь значительно шире, нежели в обычном детском саду. Кроме того, одним из достоинств данной программы является индивидуальный подход к каждому ребенку – как правило, на одного воспитателя приходится не более пяти детей.
При необходимости можно записаться на занятия психотерапевтической направленности, разработанные специально для тревожных деток. Здесь применяются методы традиционной детской групповой терапии, арт-терапии, сказкотерапии и детской психодрамы. Основная цель психотерапевтического направления – снижение тревожности и раскрытие внутренних ресурсов. Также подобные занятия рекомендованы гиперактивным детям и тем, кто подвержен энурезу, тикам, страхам.
Некоторые медицинские центры и спортивно-оздоровительных комплексы также предлагают специальные детские программы. Здесь больший упор делается на физическое развитие малышей, особое внимание уделяется плаванию, которое имеет неоценимую пользу в любом возрасте и практически не имеет противопоказаний.
Подготовка к школе. Основной задачей возрастного периода от пяти до семи лет является подготовка к школе. Идя в первый класс, современные дети должны уметь читать, писать, считать в пределах 20, складывать, вычитать, решать элементарные задачи. Всем этим они смогут овладеть, занимаясь по соответствующей программе.
Школа для будущих мам. Отдельно стоит сказать о том, что многие центры можно начинать посещать еще с момента беременности. Разработанные специально для будущих мам программы включают в себя гимнастику для беременных, методику общения с малышом, пока он находится в утробе матери, обучение правильно тужиться, а также позам, позициям и дыханию в родах, уход за новорожденным и т.д. Существуют и занятия, направленные на послеродовое восстановление женщины (гимнастика, сауна).
«Родительский клуб». В ряде развивающих центров проводятся лекции и семинары для родителей на наиболее интересные актуальные темы (например, как облегчить адаптацию к детскому саду, справиться с детской агрессией, развить самостоятельность и др.). Здесь мамы и папы могут не только узнать ответы на интересующих их вопросы, но и получить индивидуальную консультацию специалиста, совместно обсудить волнующие темы.
В общем, выбор программ на сегодняшний день обширен, и каждый может подобрать себе и своему крохе подходящий комплекс занятий.
О методиках
Большинство развивающих центров использует собственные авторские методики. Кроме того, педагоги редко придерживаются какой-либо одной – как правило, это симбиоз нескольких. Однако есть определенный набор наиболее распространенных и уже зарекомендовавших методик, на основании которых строятся многие занятия.
Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори – выдающийся итальянский педагог-психолог. Разработанная ею педагогическая система уже в течение многих лет популярна во всем мире. Главным, по мнению известного педагога, является ребенок и его индивидуальность, сравнения и общепринятые мерки не признаются. Дети должны обучаться свободно, без излишнего внешнего вмешательства и критики. Поощрения вредны также, как и наказания, потому как человеку необходима собственная внутренняя мотивация.
Ключевое понятие методики Марии Монтессори – свобода. Детишки могут свободно перемещаться по классу, выходить из него, самостоятельно выбирать место для игр и занятий. Развивающий материал построен таким образом, что малыши имеют возможность проверять правильность выполняемых занятий сами, без помощи взрослого.
Кубики Зайцева
Александр Зайцев – автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению, грамматике и математике. С помощью кубиков Зайцева малыши учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать и писать. Обучение происходит в игровой форме. Обязательное условие занятий – раскованность обстановки. Занимаясь, дети не сидят за партами, а бегают, прыгают, шумят. Считается, что при подобной форме обучения у них не нарушается осанка, не портится зрение, да и занятия проходят с удовольствием.
Методика Гленна Домана
Гленн Доман – американский врач, который совершил «мягкую революцию» в педагогике. Основной принцип его методики строится на том, что маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни было. Доман сделал вывод об удивительном интеллектуальном потенциале, которым с рождения наделен каждый ребенок. И взрослые должны данный потенциал реализовывать.
Цель занятий – ознакомить детей с огромным количеством интересных фактов, которые должны быть систематизированы по категориям (биология, насекомые, детские писатели и т.д.). Карточки с изображениями должны быть строго определенного размера (28 на 28 см) и показываются ребенку несколько раз в день (на расстоянии не менее 45 см от лица) очень быстро (при этом нужно проговаривать название того, что на карточке изображено). Таким образом, малыш усваивает большой объем информации в легкой форме.
Методика «Пальчиковые игры»
Данная методика базируется на том, что уровень развития детской речи и мышления находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И для стимулирования речевого развития необходима тренировка данных движений. Начало тренировки можно начинать с шестимесячного возраста с массажа пальцев, разминая каждый пальчик. Позже упражнения становятся более активными и разнообразными.
О нагрузке
Бытует мнение, что нет необходимости нагружать ребенка раньше времени, мол, «пока маленький, пускай отдыхает, начнется школа – хватит ему нагрузки».
Однако нагрузка в развивающих центрах грамотно адаптирована под каждый возрастной период. Возраст, с которого можно посещать подобные школы, зависит от того, какие направления работают в конкретном центре. Некоторые занятия, например, фитнес для мамы и малыша, можно посещать уже с четырехмесячным карапузом.
А самое главное, что занятия проходят в игровой форме, т.е. ребенок обучается, сам того не замечая. Но это опять-таки при условии, что родители правильно поставили задачи.
Всем ли нужны центры раннего развития?
Грамотно организованные занятия пойдут на пользу всем, однако есть категория детей, которым психологи обязательно рекомендуют посещение развивающих центров. Например, это касается замкнутых, застенчивых малышей, которые поздно начинают разговаривать, скованы, несколько боятся общества и неохотно идут на контакт.
Кроме того, в последнее время наметилась тенденция к тому, что родители не хотят отдавать малышей в детские сады. Но ведь детский сад – это не только место, где можно оставить ребенка, пока мама на работе. В садике он получает первый социальный опыт, учится общаться, взаимодействовать с другими детьми, приобретает элементарные навыки самообслуживания, а также рисования, лепки и т.д. Как правило, дети, не посещающие детский сад, гораздо тяжелее своих сверстников адаптируются к школе, имеют проблемы в общении с одноклассниками и педагогами. Так вот, если по каким-либо причинам ребенок не посещает детский сад, то центр раннего развития послужит ему прекрасной заменой.
Как выбрать центр раннего развития?
Выбирая для своего малыша развивающий центр, нужно учитывать ряд важных моментов. В первую очередь, хорошо воспользоваться принципом так называемого «сарафанного радио», т.е. пообщаться на эту тему с родителями, чьи дети уже посещают подобные занятия. Если отзывы о центре положительные, то ставим ему первый «плюсик» и рассматриваем его более детально.
Хорошо, если в центр можно прийти хотя бы на одно пробное бесплатное занятие. Тогда вы сможете увидеть, как проходит обучение, поближе познакомиться с педагогом. Кстати, нужно обращать внимание не только на квалификацию педагога, но и на то, нравится ли он вам и вашему малышу.
Есть смысл познакомиться с теми программами и методиками, которые применяются в центре. Даже если не все нюансы окажутся понятными для вас, все же общее представление вы получите.
Обратите внимание на то, сколько детей занимается в группе – чем меньше группа, тем больше внимания педагог сможет уделить каждому малышу.
Стоит также оценить оснащение школы, материально-техническую базу. Чем большим объемом игр, пособий, дидактического материала располагает центр, тем более красочными, интересными и разнообразными будут занятия.
Оцените психологическую обстановку центра. Как вас встретили? Как общаются с вашим малышом? Стоит выбрать такую школу развития, где и вы, и ребенок будете чувствовать себя как дома и будете ходить туда с удовольствием.
Не менее важное значение имеет и местонахождение центра. Каким бы хорошим он ни был, но, если он находится очень далеко от вашего дома, то на занятия ребенок будет приезжать уже уставшим.
Важно учитывать и интересы малыша. Конечно, если вашему крохе всего лишь годик, то еще невозможно определить, к какому виду деятельности у него повышенная склонность и тем более, нельзя спросить, чего хочет он сам. Но если это ребенок более старшего возраста, то имеет смысл узнать, хочет ли он сам посещать выбранные вами занятия. Обучение через силу вряд ли будет полезным, и результат от таких занятий зачастую оказывается далеким от ожидаемого.
Не откладывайте выбор развивающего центра на последний момент – записаться на занятия желательно за несколько месяцев до их начала.
Анастасия ШУНТО