Постепенно такой настрой и замкнутость приводят к формированию серьезных психологических и поведенческих проблем, а родители просто не могут понять, с чем они связаны. Причем отголосок этих проблем переходит и во взрослое состояние, в котором с ними предстоит длительное время разбираться. А иногда подавленные эмоции переходят в физические заболевания, как раз это и называется психосоматикой. Сам термин «психосоматика» известен уже около 200 лет и впервые был предложен немецким врачом Иоганом Хайнротом. С того времени и по нынешние времена – это уже сформировавшееся направление в медицине и психологии вызывает множество споров и непониманий, а поиск взаимосвязи между болезнями и психикой человека до сих пор продолжается.
Формирование психосоматических заболеваний
Основная причина формирования психосоматических заболеваний у детей кроется в невозможности удовлетворить свои потребности, когда происходит формирование так называемого «отрицательного эмоционального возбуждения». Затем оно находит разрешение в ощущениях тела и нередко в патологических процессах, так как между эмоциональной составляющей и физиологией есть прямая и прочная связь.
Доказательств тому масса, например, когда ребенку страшно и его гложет какое-то сильное переживание поднимается артериальное давление, увеличивается пульс, учащается дыхание. Нередко эмоции могут спровоцировать изменение секреторной и моторной функции пищеварительного тракта, тонуса мочевого пузыря, напряжения мышц и др.
Попробуйте вспомнить свои ощущения во время сильного волнения: тяжесть в желудке (вплоть до тошноты), холодный пот, влажные руки (нередко с тремором), учащенное сердцебиение – это далеко не полный список не самых приятных ощущений и проявлений. Такие же эмоции испытывают и дети.
Однако вся суть заключается в том, что энергия (или же эмоции) остается невыраженной, накапливается, концентрируется и – раз, в определенный момент начинает развиваться заболевание. Проще говоря, внутренний конфликт, который остается неразрешенным, трансформируется в какие-либо физиологические симптомы, позволяя ребенку таким образом избавиться от эмоционального дискомфорта. Нередко именно перенос из психологии в физиологию позволяет утихомирить волнующую ситуацию, тревогу и беспокойство.
Трудно сказать, с чем конкретно связано возникшее заболевание, поскольку процесс разрешения происходит неосознанно. Но все же в некоторых случаях внезапно начавшаяся болезнь будет легко объяснима с точки зрения психосоматики. Например, волну заболеваемости у детей можно отметить, когда в семье – внутренний конфликт (развод родителей или их ссоры), и ребенок оказывается в его эпицентре, то есть мамы/папы начинают манипулировать малышом в своих интересах. В таком случае ребенок на подсознательном уровне ищет выход и способ переключения родительского внимания на что-либо другое – «если я заболею, родители займутся мной и перестанут ругаться». Действительно, в некоторых случаях такое поведение срабатывает, болезнь ребенка делает свое дело, и родители забывают о выяснении отношений. В итоге ребенок получает разрядку и желаемую любовь родителей.
Группы риска
Последние исследования показали, что психосоматические заболевания могут сформироваться даже у новорожденного, а также у эмбриона, который находится в материнской утробе. Замечено, что у нежеланных детей, помимо психологических проблем, часто обнаруживаются и соматические расстройства. К их числу можно отнести – дистрофию при рождении, частые респираторные заболевания, бронхиты, пневмонии, энурез и многие другие.
Ни для кого не секрет, что беременным женщинам нельзя нервничать, по возможности будущую маму должны окружать только покой и гармония. Исследователи, занятые вопросом психосоматики, говорят, что на плод имеет очень сильное влияние интенсивная и не озвученная материнская мысль о нежелательной беременности или же сильные переживания за здоровье будущего малыша.
Любая эмоциональная неуравновешенность беременной женщины, будь то обида, ревность, ощущение того, что ее не любят, может стать причиной закладки того или иного процесса у малыша. Но все же довольно сложно сказать, когда именно эти заболевания берут свое начало – непосредственно во внутриутробном периоде развития или после рождения, когда ребенок ощущает на себе отверженность. Зачастую два этих момента тесно связаны между собой.
После рождения малыш отделяется от матери, но между ними сохраняется сильная связь, поэтому все волнения и страхи матери передаются и крохе. Это еще раз доказывает необходимость положительного настроя и эмоций как во время беременности, так и после рождения карапуза.
Но не только у «ненужных» малышей могут быть проблемы, болеют и дети любящих и заботливых родителей. Закономерно возникает вопрос: откуда же у ребенка из полноценной семьи берутся подобные заболевания? Каждое психосоматическое заболевание является способом организма привлечь внимание к какой-либо проблеме, которую не удается проговорить или разрешить, и такая ситуация особенно характерна для детей.
Зачастую малышу довольно сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно объяснить, а иногда просто страшно – вдруг родители будут ругать. В силу возрастных особенностей дети младшего возраста сами просто не могут понять, что именно с ними происходит, почему плохо и тревожно. Проблема требует решения, и в диалог с родителями вступает организм ребенка со всеми вытекающими физиологическими проявлениями, которые плохо поддаются лечению. Среди причин соматических заболеваний у детей в отдельную группу можно выделить отсутствие режима дня и всех необходимых условий для игр малыша и его самостоятельной деятельности. Нередко родители просто пренебрегают интересами ребенка, лишают или сильно ограничивают его в любви и ласке. Такой же эффект может дать и сверхзабота и чрезмерное опекунство со стороны родителей.
Фактором стресса может стать и ярковыраженная зависимость от одного из членов семьи, разный подход мамы и папы к воспитанию крохи. Как правило, проблемы начинают формироваться, когда ребенок идет в ясли-сад, детский сад или даже школу. Неумение и неспособность ребенка адаптироваться к новой обстановке, строить отношения, справляться с учебной нагрузкой – все это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем. И если родители вовремя этого не заметят и не предпримут меры, то ситуация может только усугубляться.
Распространенные психосоматические заболевания
Спектр психосоматических заболеваний весьма разнообразен и затрагивает самые разные системы организма. Традиционно, к психосоматическим заболеваниям относят бронхиальную астму, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения функции щитовидной железы, энурез и анемию.
В последнее время исследователи начали говорить о том, что психосоматическую природу имеет также сахарный диабет первого типа (инсулинозависимый), аллергия и некоторые онкологические заболевания.
Основная суть психосоматических заболеваний заключается в том, что человек не подвержен каким-либо случайным болезням, каждый конкретный симптом так или иначе будет указывать на переживания, и те проблемы, которые их спровоцировали. Например, возникновение психосоматических проблем с органами зрения и слуха, можно объяснить нежеланием ребенка принять действительность, видеть и слушать все, что происходит вокруг него. Существует предположение, что аутизм также имеет психосоматические корни: малыш предпочитает уйти в себя, создать свой мир и реальность, но не видеть действительность.
Все перечисленные заболевания и их психосоматические причины считают довольно условными, скорее всего, речь идет об общей тенденции. В каждом конкретном случае необходим детальный разбор жизненной ситуации ребенка, выявление причин и только потом составление плана лечения и решения проблемы.
Методы и принципы лечения
Каждое психосоматическое заболевание носит специфический характер и требует индивидуального подхода. Изначально необходимо убедиться в том, что заболевание на самом деле носит психосоматическую направленность. Это под силу только родителям, которые должны внимательно наблюдать за ребенком в момент появления первых симптомов недомогания. Возможно, у ребенка начинает сильно болеть желудок только перед контрольной, а голова – сразу после полученной двойки и родительского собрания. Однако здесь важно понимать, что психосоматические болезни – это не способ симуляции, а патологии, требующие лечения. Сделать заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно только после тщательного медицинского осмотра и проведения определенных исследований. Кроме этого, необходимо проконсультироваться с психологом, который имеет опыт работы с такими заболеваниями и сможет выявить «травмирующую причину».
После выявления причины устранять ее необходимо строго индивидуальными методами. Иногда бывает достаточно просто прислушаться к тому, что хочет и чувствует ребенок, начать внимательнее к нему относится, сделать все возможное, чтобы создать доброжелательную и доверительную атмосферу и устранить все факторы стресса.
Но не всегда родители могут справиться своими силами, тем более, некоторые заболевания развиваются довольно долго (буквально на протяжении нескольких поколений), по-этому обойтись без помощи специалистов не представляется возможным. В таких случаях психологическая терапия потребуется не только ребенку, но и родителям, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после устранения психологической причины симптомы заболевания проходят, а соответствующая медикаментозная терапия позволяет избавиться от него полностью.
Так, психотерапии поддается астма, многие желудочно-кишечные заболевания, энурез, некоторые кожные заболевания. Медикаментозная терапия, не подкрепленная психологической, не дает столь стойкого результата, поэтому симптомы возвращаются снова и снова. Объяснить это можно тем, что в процессе лечения сами внутренние конфликты практически не затрагиваются, а наоборот, начинают нарастать, что еще больше осложняет их решение.
Соответственно, заниматься решением психосоматических проблем нужно как можно раньше и быстрее, до того момента, пока они не начнут обрастать новыми витками. Крайне важен комплексный подход – медикаментозная терапия и разбор психологических трудностей и конфликтов. Важно соблюдать разумное равновесие между двумя методами лечения – медицинским и психологическим. Только в таком случае проблема найдет свое разрешение, а лечение окажется эффективным.
За долгие годы наблюдений исследователи сделали выводы об истинной природе возникновения некоторых психосоматических заболеваний:
- астма, бронхит и некоторые аллергические реакции (отек Квинке) – боязнь потерять расположение и любовь родителей, повышенная эмоциональная чувствительность к плохим отношениям и непонимание, как себя вести и действовать в отношениях со значимыми людьми;
- частые простуды, герпетическая инфекция – формируются при страхе, депрессиях, тревоге, неврозах, которые могут быть связаны с социальными контактами или же с предстоящим значимым событием (экзамены, контрольные, олимпиады и прочее);
- хронический кашель может быть проявлением скрытой агрессии и невысказанного протеста;
- отит – уход от действительности, которая окружает и удручает;
- нервный тик – повышение напряжения из-за высоких требований родителей;
- нейродермит отражает высокую раздражительность ребенка, его склонность к переживаниям;
- гипертиреоз (повышенная функция щитовидной железы) – может быть показателем внутреннего конфликта ребенка – с одной стороны, он готов брать на себя ответственность и действовать, а с другой – ему очень страшно;
- энурез – страх перед взрослением, желание вернуться в безопасный возраст и состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело;
К слову, материнские чувства и переживания могут повлиять на состояние здоровья ребенка. Так детская экзема зачастую бывает следствием переживаний матери, чувства вины по отношению к ребенку или же гиперопеки.