Традиционные опасения
С одной стороны, нам, родителям, хочется видеть своего ребенка умным, образованным и успешным. При этом большинство полагает, что чем раньше начать процесс обучения, тем лучше будет результат. По этой причине некоторые малыши попадают в активную развивающую среду прямо с пеленок: карточки Глена Домана, система Монтессори и т.п. И вроде бы стараемся для малыша (даем самое лучшее, на наш взгляд), а сами оглядываемся на мамочек рядом с нами – все ли мы успели из того, что успели они? Нередко детки идут в школу «очень подготовленными»: и писать умеют, и считать, и читают почти бегло… И все же опасения остаются. И они имеют под собой вполне себе реальные основания.
Личный опыт: моя старшая доченька знала буквы уже в 5 лет, читала и считала довольно неплохо. В то время перед приемом в первый класс было обязательное тестирование у психолога. После всех картинок и табличек полагалось собеседование. На вопрос, хочешь ли ты идти в школу, мой ребенок (в марте ей исполнилось 6 лет) отвечал утвердительно. На вопрос, что бы ты с собой взяла, чтобы тебе там было хорошо, моя дочка ответила: «куклу». Разумеется, в школу нас не взяли: сказали: «не укорачивайте детство, пусть еще поиграет с куклами». Ух, как я обиделась! решила, что это удар по самолюбию, ведь и писать, и читать умеет, при чем тут куклы! И напрасно. Моя девочка пошла в школу в 7 лет, успешно ее закончила, отучилась в БГУ, теперь она программист и мама двоих замечательных мальчишек.
«Обученность» или интеллект?
Умение писать, читать и считать, увы, еще не признак готовности ребенка к школе. Это скорее «вынужденная обученность» в угоду родителям. Одно дело, когда ребенок сам старается выучить буквы, постоянно подходит к родителям с вопросами, самостоятельно начинает читать книги, пересказывать их всем желающим и нежелающим, делиться информацией, которую можно почерпнуть только из книг или бесед, удивляет окружающих своими интересными высказываниями. И совсем другое, когда ребенок ходит на занятия по подготовке к школе и родители постоянно тестируют его на предмет «чему научился сегодня». Согласитесь, заинтересованность у детей в приобретении знаний разная в обоих случаях. Но даже если малыш сам научился читать и удивляет своим багажом знаний, еще не факт, что в школе ему будет легко и спокойно. Есть вероятность, что ему может быть скучно и неинтересно вначале, а возможно, он будет непоседой в силу своего возраста и характера. И это тоже надо учитывать, отправляя ребенка в школу.
Личный опыт: уж очень мне хотелось, чтобы мои дети были отличниками хотя бы в начальной школе. Старшие шли очень подготовленными, но уже к середине первого класса их интерес к учебе практически иссяк. Свою пятую барышню я к школе практически не готовила, решила, что учитель научит лучше, и опять ошиблась. Моя дочка «разлюбила» школу со второго дня, плакала и боялась преподавателя. И это говорит лишь о том, что надо было просто следовать за интересами ребенка, а не за своими амбициями, решив, что я «знаю все лучше всех».
Возраст: плюсы и минусы
Шестилетки
В нашей стране настоятельно рекомендовано отдавать детей в школу с 6 лет. К сожалению, это продиктовано не интересами детей, а экономическими интересами государства, так как содержание ребенка в детском саду обходится дороже, чем содержание первоклассника. При этом родителей уверяют, что программы школьного обучения специально разработаны для детей именно такого возраста: и оценок им не ставят, и домашних заданий нет. И ведь так оно и есть: оценок не ставят первые два года, а в третьем классе у детей возникает весьма неоднозначное к ним отношение и масса переживаний по этому поводу, ведь они не привыкли к тому, что в школе их оценивают подобным образом. Что касается заданий на дом, то делать их рекомендовано по желанию. На деле же, не имея подкрепления дома, школьные знания быстро исчезают. В настоящее время в моей семье два первоклассника, и все прелести начальной школы мы переживаем в полном объеме.
Плюсы возраста: дети очень любознательные, активные в налаживании дружеских контактов.
Минусы: большинство первоклашек этого возраста с трудом высиживают 35 минут урока, плохо концентрируют внимание, быстро забывают информацию, очень болезненно переживают неудачи и становятся тревожными.
Семилетки
Семилетние дети, на мой взгляд, в большинстве своем лучше подготовлены к школьной жизни. Они легче справляются с «непослушными крючочками и палочками», так как их мелкая моторика развита намного лучше. Знаю об опасениях мам о том, что ребенок более старшего возраста среди шестилеток будет выглядеть как объект насмешек. Ничего подобного ни в одном из первых классов нашей школы не наблюдается, а таких классов у нас шесть (я сама работаю в школе и отвечаю за младшие параллели, поэтому информация на этот счет у меня довольно объективная). Что касается непосредственно социализации и налаживания контактов с другими детьми, то, вне зависимости от возраста, от этого не застрахован ни один ребенок.
Плюсы возраста: эти дети более усидчивы, по этой причине лучше усваивают материал, дольше способны концентрировать свое внимание, без труда выдерживают продолжительность уроков, у них более устойчивая нервная система.
Минусы возраста: если ребенку пришлось «пересиживать» лишний год в детском саду, в другой группе, это не совсем хорошо. Также есть опасность «перегорания», в случае если первоклассник идет очень хорошо подготовленным к школе, ему очень скоро станет неинтересно двигаться в среднем темпе вместе со всеми.
Личный опыт: своих мальчишек однозначно планировала отдать в школу с 7 лет и не прогадала, как мне сейчас видится, несмотря на то, что одному из них в октябре первого класса исполнилось 8 лет. К школьным удачам и неудачам относятся довольно объективно, с заданиями справляются, шли подготовленными, но без фанатизма, поэтому хорошо успевают «в ногу» со всем классом.
Амбиции или недопонимание?
Взвесив все «за» и «против», очень важно понять, что вами движет, когда вы решаете судьбу своего первоклассника: амбиции или реальная забота о конкретном ребенке? Если вам «стыдно», что у других дети пошли в шесть, а ваш вроде как дурак, если не пошел, то это подход неверный. Также неверно принимать за решающий фактор то обстоятельство, что если мальчик закончит школу в 17, то у него есть шанс поступить в ВУЗ до армии. Это не про ребенка, это про ваши логические расчеты, которые к реальности имеют весьма отдаленное отношение. Важно понять, что будет лучше для самого ребенка. Один и в шесть легко справится с новым «приключением» под названием «школа», а другой и в семь будет не очень уверен в своих силах. Самое разумное – понаблюдать, что интересно вашему сыну или дочке, какая деятельность их привлекает. Разумно посоветоваться с психологом, который реально может сказать что-то именно о вашем ребенке.
Жить по правилам
Неплохо было бы учесть, что, придя в школу, ребенку придется жить по правилам: к традиционному садовскому режиму добавятся уроки и перемены, абсолютно новые правила поведения, обязанности по наведению порядка в шкафчике со школьными принадлежностями и многое другое. В его жизни появится еще один очень значимый и авторитетный человек – учитель. Круг знакомств будет существенно расширен, возможно, кто-то будет оставаться в группе продленного дня, а там еще один авторитетный взрослый и дети из других классов. Подобных новинок будет очень много, и ребенку предстоит все это освоить и принять.
Важные факторы
На что еще следует обратить внимание, принимая решение о поступлении в первый класс? Помимо возраста, важно обратить внимание на физическое здоровье будущего первоклассника:
если речь идет о шестилетнем ребенке, который по состоянию здоровья большую часть времени проводил дома, а не в детском саду, стоит хорошо подумать, нужен ли ему лишний стресс на старте школы. Не справляясь с программой в самом начале, очень трудно построить крепкую базу для будущих знаний;
не меньшее значение имеет и психическое состояние будущего первоклассника: как слушает, как запоминает, как относится к новым взрослым, насколько усидчив и т.д.;
обратите внимание, легко ли ваш ребенок строит отношения со сверстниками, как ведет себя в ситуациях, когда «все идет не так, как хочется». Первый класс – это масса поводов для эмоций самого разного характера. Справится ли с этим ваш шестилетка?
И главное – помните, никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами. Принимайте мудрые решения в его интересах, и тогда все сложится самым удачным образом.
Небольшой тест для родителей
Если меня как маму спрашивают об оптимальном возрасте первоклассника, мое мнение – лучше, все же, идти в школу в 7 лет, хотя в первую очередь правильно смотреть на ребенка и его потребности и таланты. Если же ко мне обращаются мамы и папы будущих первоклассников, которым важно просто проверить свое решение, я предлагаю им ответить на ряд вопросов и подсчитать количество положительных ответов. Этот тест кажется мне вполне объективным, поэтому теперь предлагаю его всем желающим.
Тест для родителей
1) Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2) Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3) Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 40 минут (например, собирать конструктор)?
4) Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?
5) Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений? (Проверьте)
6) Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений, состоящих более, чем из одного четверостишия?
7) Умеет ли он правильно изменять существительные по числам?
8) Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9) Умеет ли ваш ребенок считать до 100?
10) Может ли он решать простые задачи?
11) Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку (может провести ровную линию ручкой, списать фразу)?
12) Умеет ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13) Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации) не порезавшись и не заляпав клеем все вокруг?
14) Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту? (Проверьте на любой картинке)
15) Может ли он обобщать понятия по существенному признаку (например, назвать одним словом «транспорт» автомобиль, самолет и поезд)?
16) Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
17) Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результаты
За каждый положительный ответ ставьте один балл. Если количество утвердительных ответов составляет:
15-17 баллов. Можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов. Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 баллов и меньше. Ребенок не готов к школе. Почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ним и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Татьяна ЗАБАВСКАЯ, мама восьмерых детей