Сказать не может, но передать в плаче о своих потребностях вполне способен. Особенно внимательные и заботливые мамы уже через несколько дней общения с крохой могут сказать, почему он плачет. Они отличают плач по причине голода, боли или просто желания пообщаться. Малыш подрастает, ему становятся интересны люди, окружающие предметы, звуки и даже запахи. Но как же ему утолить голод? Как дотянуться до интересующего предмета? Как попасть в комнату, где так оживленно беседуют? Конечно, с помощью взрослого, который накормит, подаст и принесет.
Манипулирование
Для того чтобы ответить на вопрос, что же такое «манипуляция», заглянем в психологический словарь:
Манипуляция психологическая [от лат. manipulatio — пригоршня, горсточка, ручной прием] — один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции).
Если исходить из данной формулировки, выходит, что все младенцы – манипуляторы! Но нас, взрослых, поначалу это умиляет, а потом вдруг начинает раздражать. Все просто: до тех пор, пока желания крохи совпадают с нашими желаниями и возможностями, мы с удовольствием их выполняем, но если прихоти малыша мы выполнять в данный момент не хотим или не можем, это вызывает раздражение, недовольство, а порой и злость. Особенно когда эта работа ребенку и самому под силу либо, напротив, его просьба просто невыполнима. Именно на этот момент необходимо обратить свое особое внимание: ребенок уже МОЖЕТ и УМЕЕТ! Но хочет, чтобы родители сделали это за него, поэтому и использует огромное количество уловок и хитростей. Чувствуя свое бессилие, родители начинают говорить о том, что ребенок ими манипулирует или управляет. Чаще всего с такой ситуацией сталкиваются семьи, в которых воспитывается один-единственный, порой очень долгожданный ребенок. Избыток внимания и заботы, желание удовлетворить еще даже не возникшие потребности часто приводят к тому, что уже в довольно раннем возрасте малыши учатся манипулировать взрослыми, то есть заставляют делать то, что могут сделать и сами, либо то, чего делать категорически нельзя.
Ошибки родителей при детской манипуляции
Рассмотреть таких манипуляторов очень просто: взрослый выполняет все желания крохи (только бы он не плакал), причем любые доводы мамы или папы не принимаются во внимание и вызывают истерику. Пример. Все понимают, мобильный телефон – не игрушка, но ведь малышу так хочется его потрогать, поиграть с ним. Сегодня у мамы хорошее настроение или ей срочно нужно отвлечь малыша, и вот долгожданная игрушка в руках у младенца. Один день сменился другим, настроение мамы тоже изменилось, и теперь телефона уже не видать. Но что, если громче заплакать? А еще громче? А если упасть на пол? Ура! Получилось! Зачастую именно родительская непоследовательность ведет к детскому манипулированию. Но это еще только начало, так сказать, разминка. Плакать и кричать можно еще и в гостях, и в магазине, и вообще, чем больше зрителей, тем легче добиться своего. Это дети усваивают очень быстро. Взрослые не любят оказываться в неудобном положении, им легче сразу согласиться с любыми требованиями ребенка, чем увидеть осуждение в глазах абсолютно незнакомых людей. Причем этот человек забудет о вашем существовании ровно через пять минут, а вы с одержавшим очередную победу малышом отправитесь домой, где у него будет много возможностей отточить «мастерство» манипулирования.
Но всегда ли манипулирование используют только дети? Конечно же, нет. Если, к примеру, ваш малыш не хочет оставаться с бабушкой и отпускать вас в магазин, то вы, скорее всего, скажете: «Останься с бабушкой и возьми за это на кухне конфетку». В этот момент манипулируете вы. Вроде бы и малыш доволен, и вы со спокойной душой уходите, но вряд ли такое поведение можно назвать правильным. В переводе на детский язык это звучит так: если заплакать – получишь конфетку. Правильнее будет не предлагать малышу конфету сейчас, а сказать, что маме нужно сходить в магазин, чтобы купить продукты и что-нибудь к чаю. Следующий пример: многие малыши не любят самостоятельно одеваться. И чего только они не выдумывают, чтобы это за них сделали взрослые. Самый действенный способ – тянуть время. Каждый ребенок знает, что рано или поздно родителям надоест и они сделают все сами.
Чтобы не попасть на эту уловку, запомните: все, что повторяется дважды, закрепляется в поведении крохи. Поэтому, если вы уже не в первый раз беретесь одевать «копушу», задумайтесь, на самом ли деле ему самому это не под силу. Для воспитательного момента желательно выбрать мероприятие, интересное вашему ребенку, ведь тогда он будет «тянуть» собственное время, которое мог бы провести на детской площадке или в гостях у друга. Повторяя подобные уроки постоянно, вы научите кроху быстро и самостоятельно собираться и не опаздывать. Но ведь переодеваться нужно и дома: менять пижаму на домашнюю одежду, наряжаться к приходу гостей и т.д. В этом случае, предварительно научив малыша одеваться, оставляйте ему одежду и сообщайте, что до просмотра любимой телепередачи (приезда бабушки, друга и т.д.) осталось 10 минут, но пока он сам не переоденется, выйти из комнаты не сможет. И держите свое слово.
Истерики и способы борьбы с ними
Еще один способ манипулирования – «я маленький и не умею это делать». К нему особенно любят прибегать дети, когда в семье появляются младшие братики или сестрички. Малыши отказываются делать даже то, с чем с легкостью и удовольствием справлялись еще совсем недавно, либо начинают требовать что-то из вещей крохи (соску, бутылочку, игрушки). Вполне можно дать ребенку то, чем согласится поделиться младший, но ведь есть вещи, делить которые никак нельзя. В данной ситуации проявите понимание, ведь ребенок только привыкает к мысли, что его мама теперь принадлежит не только ему. Необходимо поддержать кроху, стараясь подчеркнуть, что быть старшим – это здорово. Он, и только он, самый лучший мамин помощник. Малыш еще многого не может, а у старшего уже все получается. Можно также рассказать, какие именно возможности открывает статус старшего.
Излюбленный способ детских манипуляций – истерики, причем доходит до того, что бунтари и красными пятнами покрываются, и рвоту вызывают. Настоящий ужас в глазах родителей! Хотя бы один раз в жизни истерика бывает у любого ребенка. Почему она случается? Самый первый раз – это, как правило, следствие эмоционального перенасыщения, которое может произойти по многим причинам. Основная – это отклонение от режима дня (рано/поздно встал, не выспался, слишком долго проспал, перегулял, переел/голоден) либо просто плохое самочувствие. Появление истерик провоцирует и недостаток внимания. Многие мамы говорят, что уделяют своим детям много внимания, но на практике это не всегда оказывается так. Находясь дома вместе с крохой, попробуйте записать все ваши действия и действия вашего малыша поминутно: 8.00–8.15 – умывалась мама, а малыш играл с конструктором; 8.15–8.45 мама готовила завтрак, ребенок смотрел мультфильм. Особое внимание уделите прогулке: где, с кем и сколько играл ваш малыш. Составив такой хронометраж, посчитайте, сколько времени вы провели, играя и разговаривая с вашим малышом (приемы пищи не считаются!). Порой получается, что в общей сложности с трудом набегает час. Вот и решайте сами, много ли внимания вы уделяете крохе, лично ему, а не заботам о нем. Спешу предвидеть возмущение некоторых родителей и их высказывания о том, что домашние дела никто не отменял. Это, конечно, так. А теперь представьте, что зазвонил телефон (вам позвонила мама, подружка, тетя и т.д.), неужели вы не отложите/совместите уборку или приготовление еды с разговором? А сможете ли вы сделать то же самое для малыша? Конечно, достаточно просто задаться целью.
Отсюда делаем вывод: чтобы избавиться от истерик как способа манипулирования, необходимо выяснить причину. Исправляем режим дня, восполняем дефицит внимания, привлекаем к уходу за младшим и т.д. Далее, разобравшись с корнем, устраняем саму истерику. Первый способ: если истерика происходит дома, займитесь своими делами, обращая на малыша меньше внимания. Иллюстрируем. Мама с малышом играют в комнате:
– Построй мне гараж, – просит карапуз. Мама берется строить.
– Не так! – начинает злиться малыш.
– А как? – спрашивает мама.
– По-другому! – Мама начинает все заново.
– Нет-нет-нет, – еще больше злится ребенок.
Мама понемногу теряет терпение.
– А так? – спрашивает она повышенным голосом, показывая крохе постройку.
И тут у ребенка начинается истерика. Он падает на пол, кричит, стучит руками и ногами: «Все не то, не тааааааак!!!» Мама бросается успокаивать кроху, рассказывает, что сейчас она все исправит и сделает так, как он хочет. Но весь секрет истерики в том, что даже ребенок порой не знает, чего именно он хочет, или же забывает это в момент истерики. В данной ситуации (как и во всех похожих) нужно присесть на уровень ребенка и сказать: «Мне очень жаль, что ты так расстраиваешься, но пока ты не успокоишься, мы не сможем продолжить игру». Далее следует оставить малыша одного. Не все дети будут сидеть в комнате, некоторые следуют за мамой, еще более изобретательные, забегая вперед, падают на пути. Не нужно брать на руки, жалеть, уговаривать подняться – обойдите его и скажите, что поиграть или поговорить вы сможете только после того, как он успокоится. Когда это произойдет, коротко сообщите ребенку о том, как он должен был вести себя в данной ситуации, не затягивайте разговор, не читайте лекций и нотаций, не пересказывайте в присутствии крохи этот эпизод.
Если истерика произошла в магазине из-за невозможности той или иной покупки, сохраняя спокойствие (это самое тяжелое испытание для родителей!), пройдите мимо кричащего ребенка со словами, что вы уходите домой, и медленно идите к выходу или продолжайте складывать покупки. Ваше невнимание к такому поведению – лучшее лекарство. Не позволяйте окружающим успокаивать кроху или уговаривать его встать и перестать плакать, поблагодарите всех за желание помочь и объясните, что вы справитесь сами. Позже (после того как малыш успокоится), выразите свое сожаление относительно его расстройства и поясните, что недопустимо так себя вести. Дома проанализируйте, что могло спровоцировать истерику. В магазинах детям часто становится жарко или скучно и они начинают капризничать. Если вы планируете совершить большое количество покупок, старайтесь либо не брать с собой малыша (оставляйте его с папой на улице), либо раздевать его и привлекать к поиску нужных продуктов (это может превратиться в веселую игру, в которой вознаграждением для ребенка станет небольшая покупка).
Приучение к самостоятельности
Желание манипулировать взрослыми для крохи естественно, ведь он ощущает себя «центром Вселенной». Отчасти такое мироощущение до определенного возраста вполне нормально и естественно, точно так же, как и добиваться желаемого только криком (младенческий период). Ненормально, когда ребенок взрослеет, а методы остаются прежними. Ненормально, когда ребенок может выполнить то или иное действие самостоятельно, но взрослые продолжают выполнять это за него. Правильно перекладывать на ребенка те обязанности, которые он уже может выполнить, для начала это касается навыков самообслуживания. Возраст от года до трех – время для обучения малыша самостоятельному приему пищи, одеванию/раздеванию, умыванию, уборке игрушек. Затем следует научить ребенка выполнять что-то для других, к примеру, раскладывать столовые приборы к завтраку, обеду и ужину. Можно закрепить эту обязанность за ребенком, не забывая благодарить и хвалить его за помощь. Самое основное и самое сложное: вы должны быть примером для своего чада. Нет ни одной дружной семьи, где все заботятся друг о друге, в которой рос бы манипулятор. Чем старше ребенок, тем легче ему понять, что в его семье уважают каждого, что каждый имеет право на свои желания (мама – выпить чашечку чая, папа – почитать газету, старшая сестра – посмотреть не мультфильм, а любимую передачу). Приучайте ребенка к тому, что право на отдых есть у всех членов семьи, а не только у него (когда ребенок спит, все ходят на цыпочках).
Отдельно хочется сказать об уборке игрушек и детской комнаты. Многие дети относятся к этому делу, мягко говоря, «прохладно», и слова мамы о том, что пора убирать игрушки, заставляют их резко переключиться на любое другое дело. Вспомните, как вы сами относитесь к уборке, какими словами чаще всего сопровождаете этот процесс и в каком настроении в это время находитесь. Оценили? А теперь постарайтесь завести для всей семьи правило заниматься уборкой в хорошем настроении. Говорите вслух о том, как чисто и красиво станет у вас дома, когда все вещи окажутся на своих местах. Ваш пример обязательно поможет, и ребенок с радостью будет участвовать в наведении порядка. Можно и вовсе превратить эту рутинную обязанность в интересную игру. Если же малыш настолько привык не убирать за собой игрушки, что никак не соглашается в этом участвовать, введите новое правило. Предупредите ребенка, что вы уберете за него разбросанные игрушки, но тогда он не сможет в них играть (например, 1 неделю). Не подействует – заберите на 2 недели. Наступит такой момент, когда игрушек почти не останется, и кроха начнет понимать, что мама не шутила.
Разговаривайте, уговаривайте, убеждайте, размышляйте, приучайте – одним словом, ВОСПИТЫВАЙТЕ ваших детей, ведь никому не удастся сделать это за вас. Терпения вам и любви к вашим малышам.
Ирина ЛУЖИНСКАЯ, дошкольный педагог и практический психолог