Часто среди обилия необходимых во время беременности анализов и обследований, норм и стандартов развития, которым должен соответствовать малыш, мы забываем, какое это на самом деле чудо – развитие нового человека. Какое чудо, что из двух крошечных клеток зарождается и формируется маленький человечек, который к моменту появления на свет проживает целую жизнь длиною в 9 месяцев…
Элгуджа Кордзахия, врач-неонатолог
Наиболее важным событием во внутриутробной жизни ребенка считается не только формирование и развитие органов и систем, но и формирование эмоционального и чувственного восприятия окружающей среды.
Для полноценного внутриутробного развития малышу крайне необходимо получение информации от окружающей среды и усвоение навыков выживания. Для этого у него поэтапно формируются осязание, вкус, слух, зрение и обоняние.
Боль
Уже к концу 3-ей недели внутриутробного развития у плода начинает биться сердце, на 4-ой неделе завершается формирование нервной трубки, а к концу 8-ой недели лицо ребенка приобретает привычные для человека черты: отчетливо выражены прикрытые веками глазки, носик, ушные раковины и губы. Наряду с этими процессами у ребенка постепенно организуются поведенческие и социальные характеристики, в формировании которых важную роль играет так называемая ноцицептивная система. Термин «ноцицепция» означает процесс восприятия повреждения, иными словами – это способность воспринимать боль. Существует мнение, что сильное раздражение любых чувствительных нервных окончаний может вызвать боль, даже без участия специальных болевых рецепторов, поэтому дети особенно остро реагируют на повреждающие факторы.
Осязание
Осязание, или кожная чувствительность, начинает формироваться на сроке 7–8 недель внутриутробного развития, когда малыш уже совершает первые робкие движения, которые мама еще не ощущает. К 12–14 неделям у плода уже появляются нейропептиды, передающие болевые импульсы, и начинает формироваться функция вестибулярного аппарата. На этом этапе «жизни» малыш хорошо ориентируется в пространстве, различает верх и низ, поэтому, постоянно двигаясь, старается поддерживать себя в срединном положении вдоль матки головой вверх. Своими маленькими ручками он активно исследует окружающие его стенки матки. Ученые считают, что легкие поглаживания или постукивания живота мамы отцом позволяют ему «общаться» с малышом и зарождают между ними чувство первой привязанности. В этом случае уже после рождения ребенок будет требовать контакта с родителями по принципу «кожа к коже».
Вкус
Вкус начинает формироваться с 13-ой недели внутриутробного развития, а уже к 24 неделям ребенок полноценно реагирует на вкусовые раздражители. Постоянно заглатывая околоплодные воды, в которых содержатся вещества из пищи матери, диктующие вкусовые характеристики, малыш не только учится различать вкусы, но и приобщается к традиционным блюдам, которые любят и часто готовят в его семье. Ведь всем известно, что у определенной нации существуют свои вкусовые предпочтения. Недаром ведь итальянцев называют «макаронниками», французов – «лягушатниками», белорусов – «бульбашами» и т.д. Знакомясь с различными вкусами, ребенок еще в утробе приобщается к кулинарным пристрастиям своего народа, что в дальнейшем может предопределять его национальное самосознание.
Слух
Слух развивается у плода, начиная с 15-й недели внутриутробного развития, в 16 недель он способен воспринимать звуки, а на 26-ой уже начинает реагировать на них.
В утробе матери малыш окружен жидкостью, поэтому звуки он воспринимает искаженно, словно взрослый человек, находящийся под водой. Прежде всего, малыш слышит шум движущейся крови по плаценте и крупным сосудам, биение сердца матери, звук работы кишечника, ее дыхание и речь. По мере усовершенствования слухового аппарата малыш учится запоминать и распознавать звуки, а с 32-ой недели даже способен поворачивать голову в сторону источника звука.
Если речь мамы для плода слышна более-менее отчетливо, то речь других членов семьи – папы, братика, сестренки – слышится неразборчиво. Однако малыш способен запоминать тембр, интонации, всевозможные оттенки голосов, которые он часто слышит. Ученые выяснили, что во время беременности особенно полезно петь ребенку колыбельные песни. При этом существует любопытная закономерность: пение матери способствует функциональному развитию верхних конечностей, то есть такие дети проявляют способности к рисованию, письму, рукоделию, а пение отца – хорошо развивает нижние конечности. В утробе малыши любят слушать музыку и даже способны запоминать определенные мелодии и узнавать их после рождения. Считается, что классическая музыка воспринимается легче, чем эстрадная. Если будущая мама слушает музыку часто и много, то к моменту рождения малыш даже может уметь различать музыкальные стили.
Современные неонатологи уделяют большое внимание еще и «языковой подготовке» плода, которая является новым эффективным методом образования. Дело в том, что малыши предпочитают слушать знакомые рассказы. К примеру, если мама во время беременности часто читала определенную сказку своему старшему ребенку, то и младший после рождения, скорее всего, будет относиться к этой сказке особенно трепетно.
Зрение
Зрение формируется начиная с 20 недель внутриутробного развития, уже к 26 неделям плод может открывать глазки, а с 33 недель реагирует зажмуриванием на яркий луч света, направленный на живот матери. Периодическая смена освещения позволяет малышу приобрести новый внутриутробный опыт, который провоцирует у него учащенное сердцебиение. Сразу после рождения новорожденные видят лишь расплывчатые силуэты предметов, а четкое зрение и цветоощущения формируются у них лишь ко 2-му месяцу жизни. Поэтому, наклоняясь к малышу во время общения, мама невольно помогает ему лучше ее «разглядеть».
Обоняние
Обоняние, хотя и формируется в самом конце беременности, после рождения выражено у малышей довольно хорошо: они быстро запоминают запах матери, пищи, окружающей обстановки. Именно поэтому не рекомендуется делать ремонт в комнате малыша сразу перед его рождением, пользоваться другими парфюмерными средствами, поскольку новые неузнаваемые запахи создают чувство отчужденности и тревоги.
Подводя итог, можно сказать, что развитие органов чувств помогает малышам устанавливать стойкую эмоциональную связь с матерью и другими членами семьи, являются своеобразной защитной реакцией для приспособления, определяют принадлежность малыша к конкретной семье и национальной общности, формируют его характер и даже создают предпосылки для изваяния личности. Выходит, что новорожденный – это вполне сформировавшийся индивид со своими вкусами и привычками. Недаром ведь выдающийся американский неонатолог современности Томас Берри Бразелтон утверждал, что при рождении каждый из нас уже имеет девятимесячный жизненный опыт.