Опорожнение кишечника, или акт дефекации – это сложный нервно-рефлекторный механизм. Продвижение каловых масс происходит благодаря сокращению мышечной стенки кишечника под влиянием импульсов со стороны нервной системы. Позывы на дефекацию возникают, когда каловые массы поступают в прямую кишку, растягивают ее и раздражают находящиеся там нервные окончания. У детей старшего возраста дефекация осуществляется произвольно, находясь под контролем центральной нервной системы. У малышей нервно-рефлекторные связи и нервно-мышечный аппарат кишечника развиты недостаточно, что может способствовать задержке кала.
У здорового новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, частота стула обычно совпадает с числом кормлений (6 и более раз в сутки). По мере роста крохи кратность стула уменьшается и к периоду введения прикорма составляет от 1 до 3 раз в сутки. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, частота стула реже – обычно от 1 до 2–3 раз в сутки, и запоры у них возникают чаще.
В норме у детей первого года жизни стул имеет кашицеобразную консистенцию. Появление у них плотного, так называемого «овечьего» кала является признаком запора.
Запором считают и те ситуации, когда у ребенка отмечается болезненная дефекация плотным калом, сопровождающаяся натуживанием, даже если частота стула при этом соответствует его возрасту.
К факторам риска развития запоров у детей раннего возраста относятся отягощенная наследственность по заболеваниям желудочно-кишечного тракта (запоры у родителей), раннее искусственное вскармливание, недоношенность, пищевая непереносимость, дисбактериоз кишечника.
Какие бывают запоры?
Запоры можно разделить на функциональные и органические. У детей органические запоры встречаются нечасто. Их возникновение связано с анатомическими дефектами толстого кишечника врожденного или приобретенного характера. При врожденных органических запорах самостоятельный стул у ребенка, как правило, отсутствует с рождения или с первых месяцев жизни с постепенным нарастанием, детей беспокоят боли в животе, на которые они реагируют криком. Существуют и приобретенные органические запоры, возникающие в результате образования спаек после операций на прямой кишке или брюшной полости, при наличии полипов или трещин в анальном отверстии.
По данным Американской академии педиатрии, у 95% детей запоры имеют функциональный характер. На первом году жизни ими страдает около трети детей. Причины функциональных запоров разнообразны:
- неправильный режим питания кормящей матери: например, злоупотребление молоком, жирной пищей, продуктами, усиливающими газообразование;
- недостаточный питьевой режим младенца при искусственном вскармливании;
- быстрый перевод на искусственное вскармливание или с одной смеси на другую;
- нерациональное питание ребенка: позднее введение прикорма, однообразная пища, механически и термически щадящая пища, большое содержание в рационе белков, жиров и углеводов, смесей с повышенным количеством железа;
- травматические повреждения центральной нервной системы, возникшие при неблагополучном течении беременности и родов. При этом помимо запоров у детей нередко отмечаются срыгивание и кишечные колики;
- рахит, при котором наблюдается снижение мышечного тонуса, включая мышцы кишечника. В таком случае при назначении младенцу витамина D через несколько недель запоры исчезают;
- дисбактериоз кишечника, сопровождаемый нарушением баланса его микрофлоры, что приводит к снижению выработки молочной кислоты, стимулирующей двигательную активность кишечника;
- дефицит железа (анемия). Железо входит в состав белка мышц, поэтому при его недостатке снижается мышечный тонус кишечника;
- заболевания эндокринных желез: гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы) и гиперпаратиреоз (увеличение функции паращитовидной железы);
- пищевая непереносимость (белков коровьего молока, белков сои, белков злаковых – глютена), сопровождаемая воспалительными изменениями в стенке кишечника, и, соответственно, нарушениями его двигательной активности.
У детей дошкольного возраста развитие функциональных запоров нередко связано с отсутствием выработки рефлекса на дефекацию. Например, при длительном использовании подгузников ребенок просто не приучен к горшку.
Неврогенные или психогенные запоры могут возникать у детей в период адаптации при поступлении в детский сад или школу. Способствуют развитию запоров и некоторые лекарственные препараты (противосудорожные, мочегонные и др.).
В каких случаях следует обращаться к врачу?
Если вы подозреваете, что у вашего малыша запор, следует обязательно поговорить с врачом. Не пытайтесь исправить ситуацию самостоятельно с помощью слабительных средств или отваров лекарственных трав. Особое внимание обратите на наличие в стуле слизи или крови. Если у ребенка не только запор, но и рвота, боли в животе, вздутия, необходимо немедленно вызывать неотложную помощь, так как эти симптомы могут быть проявлением кишечной непроходимости.
Чем опасен запор?
Длительно существующий запор не только нарушает общее состояние ребенка, но и способствует развитию у него заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, а также других внутренних органов.
При запорах в кишечнике усилены процессы гниения, что сопровождается образованием токсинов. При этом у ребенка появляются симптомы интоксикации: кожа становится бледной, аппетит снижается, малыш капризничает. Длительные запоры способствуют снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, а также возникновению трещин, выпадений и воспалительных заболеваний прямой кишки. При запорах практически у всех детей развивается дисбактериоз кишечника.
Какие методы лечения запоров применяются?
Выбрать тактику лечения запоров у детей может только врач. Поэтому в первую очередь обратитесь к своему педиатру, который после беседы с вами и осмотра ребенка определит необходимость консультаций у других специалистов (невролога, хирурга, эндокринолога) и проведения дополнительных исследований.
Поскольку у младенцев запоры часто связаны с нарушением режима и характера его питания, то коррекции этих нарушений часто бывает достаточно для нормализации дефекации.
У ребенка должен быть активный двигательный режим. В первые месяцы жизни перед каждым кормлением выкладывайте его на животик на 5–10 минут. Ежедневно массируйте ему живот круговыми движениями по часовой стрелке в течение нескольких минут. Поощряйте малыша к активным движениям. Так, например, вы можете двигать его ножками, когда он лежит на спине, имитируя езду на велосипеде. Ежедневно занимайтесь с ним соответствующей возрасту гимнастикой, о которой вам расскажет педиатр или медицинская сестра.
Чрезвычайно важная роль отводится рациональному питанию ребенка. Помните, что оптимальным питанием на первом году жизни является грудное молоко.
Учитывая, что состав грудного молока в определенной степени зависит от рациона питания мамы, необходимо провести его коррекцию. Кормящей женщине следует ограничить потребление продуктов с высоким содержанием животных жиров, включив в рацион растительные масла, стимулирующие двигательную активность кишечника. Рекомендуется употреблять продукты с высоким содержанием пищевых волокон (овощи, фрукты, сухофрукты, хлеб из муки грубого помола, крупы), а также кисломолочные. Исключить нужно продукты, снижающие активность толстого кишечника (крепкий чай, какао, кисель, манную и рисовую крупы, чернику) и способствующие повышенному газообразованию (виноград, капусту, бобовые, инжир).
Функциональные запоры у детей, получающих грудное молоко, не являются показанием для перевода ребенка на смешанное или искусственное вскармливание, поскольку это может лишь усугубить проблему.
При искусственном вскармливании посоветуйтесь с педиатром в отношении объема молочной смеси во избежание перекорма или недокорма. При приготовлении смеси строго следуйте инструкции производителя: насыпайте в мерную ложечку ровно столько продукта, сколько указано.
Для детей с запорами рекомендуются смеси, в состав которых входят пробиотики – олигосахариды, стимулирующие моторику кишечника. Использование неадаптированных смесей недопустимо.
Введение продуктов прикорма детям с запорами начинается не ранее 4–5-месячного возраста. Первыми продуктами в их рационе, в отличие от здоровых малышей, могут быть фруктовые соки с мякотью (яблочный, сливовый, черносливовый, абрикосовый и др.) и аналогичные фруктовые пюре. Затем в детский рацион вводят овощное пюре (кабачок, цветную капусту) и каши (гречневую и овсяную). Сроки и последовательность введения прикорма при естественном и искусственном вскармливании не отличаются.
В питании детей с запорами широко используются кисломолочные продукты, обладающие пробиотической активностью. На первом году жизни оптимальными являются адаптированные кисломолочные смеси, которые максимально приближены по составу к грудному молоку. С 8 месяцев допускается введение цельного кефира.
При недостаточной эффективности такой диетотерапии ребенку назначаются специальные смеси, предназначенные для вскармливания детей с функциональными запорами. Они содержат лактулозу и клейковину рожкового дерева, лечебное действие которых заключается в увеличении объема каловых масс, размягчении стула, стимуляции опорожнения кишечника. Кроме того, они способствуют поддержанию роста нормальной кишечной микрофлоры. Определить суточный объем смеси для вашего малыша и длительность его применения вам поможет врач.
Лечебные смеси могут использоваться как в полном объеме, так и частично – в количестве 1/3–1/2 от необходимого объема в каждое кормление в сочетании с обычной адаптированной смесью до достижения стойкого эффекта. Поскольку и лактулоза, и клейковина рожкового дерева удерживают в кишечнике определенное количество жидкости, помогая ему опорожняться, то дети, вскармливаемые этими продуктами, должны обязательно получать дополнительную жидкость.
Если у вашего малыша стул отсутствует в течение суток, попытайтесь механически стимулировать дефекацию с помощью глицериновых свечей, газоотводной трубки, массажа кожи вокруг заднего прохода.
При отсутствии стула в течение нескольких суток необходимо сделать очистительную клизму, поскольку кал становится очень плотным и акт дефекации может вызвать болезненные ощущения.
Клизма проводится резиновой грушей, заполненной водой температурой 17–20°С. Объем вводимой жидкости зависит от возраста ребенка: в первые 6 месяцев – 50–100 мл, до
2 лет – 100–200 мл. Наконечник груши, смазанный вазелином или растительным маслом, вводится в прямую кишку на глубину 7–10 см. Затем воду осторожно выпускают, а ягодицы ребенка зажимают на 5–15 минут. После этого малыша высаживают на горшок. Если дефекация не произошла, через 20–30 минут клизму повторяют.
Помните, что клизма – это средство неотложной помощи, применять ее регулярно без совета врача нельзя! Это может привести к привычным вторичным запорам и подавлению рефлекса нормальной дефекации.
Уважаемые родители! Если при помощи вышеперечисленных мероприятий не удается добиться регулярного стула, следует еще раз обратиться к врачу. Возможно, вашему ребенку потребуется назначение лекарственных препаратов или дополнительное обследование для уточнения причины запора.
Елена БАРАНАЕВА, кандидат медицинских наук, доцент, Белорусский государственный медицинский университет