Тики – молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и прочее). По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20% детей – то есть у каждого пятого ребенка. Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть два пика – это 3 года и 7-11 лет.
Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях заключается в том, что ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики, плюс тики не возникают при произвольных движениях – например, при взятии чашки или во время питья из нее. Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация – например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами, и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства.
Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе – например, сидя на занятиях или в транспорте. Тики ослабевают или даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности – например, при чтении захватывающего рассказа. Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.
Психологически дети с тиками характеризуются:
- нарушением внимания;
- нарушением восприятия;
- у детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия;
- у детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.
Классификация тиков:
- моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и другие);
- вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
- ритуалы (ходьба по кругу);
- генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).
Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики – движения одновременно возникают в различных группах мышц.
Течение тиков
Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет. Выраженность тиков варьируется от почти незаметной до тяжелой формы, приводящей к невозможности выйти на улицу.
Частота тиков меняется в течение дня. Эффективность лечения сложно предугадать: результат варьируется от полного излечения до неэффективности. Сопутствующие поведенческие нарушения также могут быть незаметными или выраженными.
Причины тиков
Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако известно, что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например, кризисы трех и шести-семи лет, а тики появляются только у некоторых детей.
Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и прочее). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.
Тики также появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей.
Поведение родителей
Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивых состояний. В то же время дети матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.
Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой, под действием психотравмирующего фактора развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, малыш не рассказывает о своих переживаниях, но в такие моменты становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, возникающие в моменты задумчивости, смущения.
Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках – перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что сделал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами. Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.
Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а потом появились тики. Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.
Подводя итог сказанному, повторюсь, что для появления у ребенка тиков необходимо совпадение трех факторов: 1) наследственная предрасположенность, 2) неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль – так называемая «гиперопека»; повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку – «гипоопека», дефицит общения, 3) острый стресс.
Механизм развития тиков
Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность, стресс становится хроническим. Сама по себе тревога – это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях.
У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает – даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате система адаптации организма к стрессу постепенно истощается. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.
Тики и поведенческие нарушения
У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудности с концентрацией внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра. Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.
Диагностика тиков
Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, так как ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом. Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов, а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции. В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнито-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания и консультацию психиатра.
Лечение тиков
Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность.
Психологическая коррекция может проводиться индивидуально – для развития запаздывающих в развитии сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшение внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник). А может быть в виде групповых занятий с другими детьми, у которых есть тики или другие поведенческие особенности, – для развития сферы общения и обыгрывания всевозможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте – «прорепетировать» его заранее, что уменьшает вероятность обострения тиков.
Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны.
Нина Зайкова, педиатр