Введение прикорма – один из самых ответственных этапов в жизни младенца. Да и молодые родители нередко волнуются: у них возникает множество вопросов, на которые не всегда находятся ответы. На самом деле для введения прикорма необходимо выполнить несколько простых рекомендаций и учитывать индивидуальные особенности своего малыша.
Юлия ПАЛЬЧЕВСКАЯ, консультант по грудному вскармливанию
Уже пора или еще не время?
Первый и, пожалуй, самый главный вопрос, касающийся прикорма, – «когда?». Когда можно начинать предлагать малышу что-либо кроме грудного молока или адаптированной смеси? На этот счет можно услышать разные мнения с разбежкой в несколько месяцев (как правило, это возраст от 4 до 6 месяцев). Хотя, порой, представители старшего поколения предлагают давать малышу по капельке сока, начиная уже с двух-трех месяцев. Только вот возникает закономерный вопрос: зачем? Еще лет 50 назад эту рекомендацию можно было адекватно воспринимать: не каждая кормящая мама могла позволить себе полноценное питание, а качественных адаптированных детских смесей практически не было, поэтому, если у мамы не было молока, ребенка кормили коровьим или донорским, которое приходилось кипятить, разрушая, тем самым, большинство витаминов. То есть можно предположить, что крохе попросту не хватало витаминов или микроэлементов и восполнить их можно было ранним прикормом. Сегодня говорить об этом уже не приходится. Нужно четко запомнить, что организм ребенка первого полугодия жизни не приспособлен к усвоению взрослой пищи. В пищеварительной системе недостаточно нужных ферментов, незрелая нервно-мышечная координация, присутствие выталкивающего рефлекса, и, как правило, отсутствие зубов. Именно поэтому раннее введение прикорма может быть чревато расстройствами стула, болями в животе, проявлением аллергии и другими неприятными последствиями. Поэтому, согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, идеальный возраст для введения прикорма – 6 месяцев. Разумеется, бывают и особые ситуации: к примеру, ребенок страдает рахитом или анемией. В этом случае, посоветовавшись с педиатром, можно ввести прикорм немного раньше, но только если крохе уже исполнилось 4 месяца (до этого возраста пищеварительные ферменты не в состоянии справиться со «взрослой» пищей).
Педагогический и педиатрический
Это два кардинально разных подхода к одному и тому же процессу. Но, так или иначе, и у педиатрического, и у педагогического прикорма цель одна – приучить малыша ко взрослой пище.
Все новое – хорошо забытое старое. То же можно сказать и о педагогическом прикорме, который сегодня набирает популярность. Это неудивительно, так как мамы все чаще поддерживают принципы естественного родительства и ставят во главу угла приоритеты удобства и простоты.
Педагогический прикорм дается следующим образом: во время еды ребенок находится у мамы на руках. Если он заинтересовался каким-
либо продуктом, мама дает ему микродозу (она примерно соответствует размеру спичечной головки). Если продукт пришелся по вкусу малышу, разрешается дать 3–4 микродозы за один раз. С каждым днем количество продукта увеличивается. После еды нужно приложить малыша к груди.
Однако такой прикорм обязывает маму и папу придерживаться принципов рационального здорового питания, поскольку малыш может попробовать абсолютно любой продукт из их тарелок. Родителям стоит исключить из своего меню: замороженные полуфабрикаты из магазина, соления и маринады, колбасные изделия и копчености, жареную и жирную пищу, продукты, в которых много искусственных добавок, красителей, консервантов, стабилизаторов, канцерогенов и т.п.
Основные преимущества педагогического прикорма:
у ребенка формируется пищевой интерес (его занимает то, что в тарелке у родителей, а к специальному детскому питанию дети, как правило, относятся более «прохладно»);
ребенок сразу привыкает к еде с общего стола и у него не возникнет трудностей с употреблением твердой пищи;
риск пищевой аллергии минимален (попадая на слизистую желудка, микродоза того или иного продукта оказывает незначительное раздражающее воздействие);
не встает спорный вопрос: какой продукт вводить в первую очередь;
мама значительно экономит свои силы, время и семейный бюджет.
Главное здесь – разумный подход, последовательность и постепенность.
Педиатрический прикорм предполагает постепенное введение продуктов по определенной схеме. Начинать нужно с одного конкретного продукта, выбрать который непросто. С одной стороны, ребенку сложнее перенести резкое изменение состава пищи, поэтому более логично будет начать прикорм с кисломолочных продуктов, которые ближе по составу к привычной еде грудничка (молоку или смеси). Но с другой – по количеству минеральных веществ, солей и витаминов овощные и фруктовые пюре гораздо полезнее, кроме того, они помогают бороться с запорами. А если кроха плохо набирает вес или имеет неустойчивый стул, более разумно будет начать с прикорм с безмолочных каш (гречневой, рисовой, кукурузной). Словом, выбор первого продукта осуществляется совместно с педиатром, исходя из индивидуальных особенностей малыша.
Помимо непосредственно продуктов прикорма существует еще понятие «корректоров питания»: продуктов, которые не являются самостоятельными блюдами, а служат дополнением к основному приему пищи, их дают в небольших количествах в соответствии с возрастом малыша. К корректорам можно отнести яичный желток, сливочное и растительное масла, хлеб, детское печенье и т.д.
Независимо от того, с какого продукта начинается педиатрический прикорм, он имеет несколько важных правил:
сначала водятся однокомпонентные продукты;
все вводимые продукты имеют консистенцию пюре;
первый раз малышу предлагается 1 чайная ложка пюре, после чего его докармливают грудным молоком или смесью.
Если малыш хорошо перенес продукт, его объем необходимо каждый день увеличивать в геометрической прогрессии. К примеру, день 1-й –
10–15 мл, 2-й – 20–30 мл, 3-й – 40–60 мл
и т.д. Таким образом, в течение недели можно заменить прикормом одно кормление. Далее по такой же схеме расширяем меню: начинаем вводить другой продукт (к примеру, если начинали с кабачка, вводим тыкву или морковь).
Далее сохраняем прикорм на 3–4 недели, чтобы ребенок успел адаптироваться к новой еде и вариациям ее вкусов, затем можно начинать вводить кардинально новый продукт, который заменит еще одно кормление. К примеру, если начинали с овощей, то теперь вводим каши.
Со временем у ребенка сформируется меню, включающее в себя полноценные завтрак, обед, полдник и ужин. К примеру, на завтрак можно предложить малышу кашу и фруктовое пюре, на обед – суп с мясом или мясо или рыбу с овощным гарниром, на полдник можно побаловать кроху печеньем с кефиром или йогуртом, а на ужин предложить овощи или творог с фруктами.
Что касается цельного коровьего молока, то его лучше не предлагать ребенку до 1,5 лет (и тем более не заменять им грудное молоко), так как его белок трудно усваивается детским организмом и является фактором риска возникновения аллергии, поскольку иммунная система ребенка еще не достаточно крепка.
Начинать знакомство с соками лучше после года, так как большое количество фруктовых кислот может травмировать стенки желудка малыша, а также оказать негативное влияние на первые зубки. Соки лучше разбавлять водой в соотношении 1:1 или 1:2. Разнообразить питьевой рацион малыша можно не слишком сладкими компотами, морсами, детскими чаями.
Вводим новый продукт
В обоих вариантах введения прикорма новую пищу в повседневный рацион следует включать с осторожностью, начиная с нескольких граммов. Если новый продукт вызвал реакцию (кожную сыпь, изменение консистенции стула, нарушение сна), значит, этот продукт ребенку не подошел и нужно повременить с ним как минимум до полного исчезновения неприятных симптомов, как максимум – месяц. За это время малыш подрастет, пищеварительная система усовершенствуется и можно будет попробовать еще раз. Что касается введения качественно нового продукта, то можно предложить его ребенку, как только состояние малыша стабилизируется.
Давать новый продукт лучше в первой половине дня, чтобы было время проследить за реакцией и при необходимости принять меры. Нельзя предлагать ребенку два новых продукта в один день. Не стоит вводить незнакомый продукт, если кроха заболел, а также за три дня до и три дня после прививки, чтобы не создавать чрезмерную нагрузку для организма.
Покупать или готовить?
Чаще всего этот вопрос возникает у мам, отдающих предпочтение педиатрическому прикорму. Вопрос довольно спорный, поэтому решение родители должны принимать исходя из своих возможностей. Готовое детское питание производится из проверенного сырья, по определенным технологиям и в соответствии со строгими нормами. Кроме того, оно имеет оптимальную консистенцию и витаминно-минеральный состав. Минус, пожалуй, только один – финансовые затраты.
Если же мама хочет сама готовить для крохи, то ей нужно учитывать несколько немаловажных моментов:
лучше выбирать сезонные фрукты и овощи, чтобы не перегрузить малыша химией;
готовить нужно на пару (в отличие от варки, такой способ приготовления позволяет сохранить в продуктах больше питательных веществ и витаминов);
хранить готовый продукт можно в холодильнике, но не более 12 часов, а подогревать – только один раз;
каши лучше варить на воде, готовую кашу можно развести грудным молоком или смесью, добавить кусочки фруктов или ягод;
сахар лучше не добавлять (углеводов в рационе малыша и так достаточно, а излишнее их количество может привести к нарушению обмена веществ и избыточной массе тела);
мясное пюре можно предлагать не ранее 7 месяцев, а рыбу лучше вводить после 9 месяцев, так как она может вызвать аллергию.
Аллергии – нет!
Чтобы помочь малышу избежать аллергической реакции на продукты прикорма, нужно:
– поначалу предлагать ему только однокомпонентные блюда;
– при аллергии на белок коровьего молока тщательно следить за наличием молочных продуктов в составе питания;
– учитывать окраску фруктовых и овощных пюре (чем ярче пюре, тем больше риск аллергии), их сезонность и экзотичность;
– помнить, что мясо менее аллергенно, чем рыба. В тоже время с мясными бульонами нужно быть осторожными, поскольку в процессе варки в воду выделяется большое количество экстрактивных и химических веществ: антибиотики, консерванты, гормоны роста. Поэтому суп для малыша рекомендуется варить на втором бульоне, а первый сливать.
Основные правила успешного прикорма:
к минимум до 1 года. После года грудное молоко, не теряя своей полезности, начинает выполнять вспомогательные функции;
насильно кормить ребенка нельзя. Если малыш не ест – значит, он просто не голоден либо ему не нравится именно этот продукт и стоит предложить другой;
за столом должна быть только еда, игрушек, развлечений, мультиков в процессе приема пищи быть не должно;
очень важно разнообразие в еде (вкусы, внешний вид, консистенция и т.д.).
Таким образом, зная основные принципы разумного введения прикорма, а не просто следуя моде или многочисленным советам окружающих, можно безболезненно приучить ребенка ко взрослой пище, сохранив его здоровье и свое спокойствие.