– Что скрывается за этой сложной формулировкой «интеллектуальная недостаточность»?
– Здесь речь идет о детях с необратимыми нарушениями познавательной деятельности, которые вызваны поражением коры головного мозга. Тяжесть патологии определяется степенью поражения: полной или локальной (нарушаются познавательные психические процессы – память, внимание, мышление и т.д.).
Иногда такие малыши имеют и нарушения в физическом развитии (яйцеобразная голова, большой живот, худые конечности и т.д.), а иногда внешне выглядят как абсолютно здоровые дети.
Диагноз «интеллектуальная недостаточность» – это собирательный термин, который включает в себя деток с синдромом Дауна, больных ДЦП и др.
– А в чем причина подобных проблем у детей?
– Причин нарушения интеллекта может быть много, но самые распространенные следующие:
1. наследственность (интеллектуальная недостаточность у одного из родителей или близких родственников);
2. патологии внутриутробного развития (инфекционные заболевания, гипоксия (недостаток кислорода);
3. вредные привычки матери во время беременности (алкоголизм, курение, наркотики);
4. родовая травма и асфиксия;
5. недоношенность;
6. соматические заболевания у ребенка в первые месяцы жизни (болезни, вызванные внешними воздействиями или же внутренними нарушениями работы органов и систем).
– По каким признакам мама может заметить, что малыш отстает в развитии?
– Отставание в развитии может происходить по очень разным сценариям, но чаще всего его признаки постепенно «накапливаются» по мере взросления малыша.
Во-первых, стоит обратить внимание на базовые рефлексы, которые присутствуют у малыша с рождения. Это хватательный рефлекс (если дотронуться пальцем до ладошки малыша, он должен крепко схватить его), рефлекс «автоматической ходьбы» (в вертикальном положении малыш сгибает ноги в коленных суставах, и, если поставить его на поверхность, он будет пытаться делать «шаги»). Новорожденный должен реагировать на яркий свет, громкие звуки и в положении «на животе» пытаться поднять голову. Все эти пункты указывают на зрелость и развитость нервной системы ребенка.
В возрасте месяца малыш должен уметь фокусировать взгляд на предмете, пытаться поднять и удержать голову, в 2–3 месяца – стремиться взять в руки какой-либо предмет и удержать его.
По мере взросления ребенка нужно обращать внимание на его эмоциональные проявления, поскольку это один из самых главных этапов в развитии на первом году жизни. Как правило, у детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует «комплекс оживления» в процессе общения со взрослыми: ребенок редко улыбается, не выражает свои эмоции. Чем старше малыш, тем разнообразнее должно становиться проявление его эмоций, и это напрямую говорит об уровне развития.
Речевые навыки у здоровых детей начинают развиваться в возрасте трех месяцев. Робкое «гуление» постепенно перетекает в отдельные звуки, и простые слоги «ба», «па», «ма». Дети с особенностями, как правило, осваивают в возрасте после года.
В игровой деятельности основными признаками умственной отсталости будет то, что малыш берет игрушку, но не играет с ней. В целом, простые и примитивные действия с игрушками и предметами, как и сюжетно-ролевые игры, очень сложно даются таким детям, потому что им очень сложно понять и осознать свою роль в игре. Именно поэтому такие малыши больше любят подвижные и активные игры.
Одним словом, дети с особенностями тоже развиваются, но очень медленно и с большим отставанием от сверстников.
Какие-либо отклонения на каждом этапе развития крохи (независимо от его возраста) должны насторожить родителей. Я подчеркну: насторожить, но не заставить паниковать. Мама и папа должны понимать, что любые процессы в развитии ребенка поддаются коррекции, особенно, если прилагать к этому большие усилия. Даже если выяснится, что ваш малыш – с особенностями психофизического развития, это не помешает ему в будущем быть вполне социализированной и самостоятельной личностью. Главное – вовремя обнаружить проблему и начать работать над ней. Кроме того, не исключен вариант, что малыш просто развивается по своей собственной схеме и патологии тут вовсе не причем.
– Что делать родителям, если они обнаружили отставание малыша в развитии?
– Разумеется, первый шаг – это обращение к медикам. Начать стоит с педиатра, который по необходимости направит вас к узким специалистам (скорее всего, это будет невролог) для осмотра и дальнейших рекомендаций. В раннем возрасте медикаментозное лечение назначается довольно редко, наиболее действенная процедура в плане развития младенцев – массаж. Невролог пропишет курс специального лечебного массажа в поликлинике.
Если медики подтвердили какие-либо отклонения в развитии, родители могут обратиться в коррекционный центр, который есть в каждом районе столицы. Там специалисты расскажут, как заниматься с крохой, на что делать упор либо предложат приходить к ним. Хотя стоит сказать, что педагоги коррекционных центров обычно начинают заниматься с детьми после двух лет, до этого основная работа лежит на плечах родителей. Нужно понимать, что в случае с особенными детьми проблему стоит решать как можно раньше: каждый месяц бездействия родителей отодвигает ребенка в развитии практически на год, поскольку процессы очень быстро усугубляются. Здесь все зависит от желания и стремления мамы и папы к результату. Если они не заинтересованы, ничего не получится. К сожалению, встречаются и такие семьи.
– А как родители могут самостоятельно заниматься с малышом?
– Во-первых, тот же массаж. Элементарный массаж кончиков пальцев рук и ног может делать любой родитель несколько раз на протяжении дня. Ваши прикосновения стимулируют нервную систему малыша и помогают ей «включиться» в работу, развивая у малыша необходимые умения и навыки.
Не менее важный этап – общение с родителями. Мама и папа должны сопровождать любое свое действие речью, комментировать происходящее вокруг, рассказывать ребенку стихи и петь песенки и колыбельные. Если малыш очень привязан к маме, возможно, какое-то время ей нужно будет спать с ним, часто брать на руки. Находясь в декретном отпуске, не нужно бояться полностью отдать себя ребенку, тем более, если малыш имеет особенности в развитии.
Однако здесь есть и обратная сторона: дети довольно быстро понимают слабое место родителей и могут начать манипулировать ими. Поэтому важно провести четкую грань между тем, что допустимо и что нет. И следовать выбранной тактике.
Если родители хотят помочь своему ребенку, они сделают это. Даже самого «тяжелого» в плане развития малыша можно вывести на положительную динамику и неплохой результат. Все зависит от усердия и заинтересованности.
Но хочу предостеречь мам и пап: не стоит стремиться слишком «заучить» ребенка и требовать от него невозможного, потому как это может повлечь за собой обратный эффект. У любого ребенка есть определенный порог психического возбуждения, и если слишком «надавить» на эту планку, то психика ребенка может дать сбой. Для ребенка это стрессовая ситуация, которая может усугубить заболевание или вызвать проблемы с психикой.
Кроме того, особенные дети так же, как и обычные, не минуют возрастных кризисов (в год, 3 года, 5 лет), что тоже может сказываться на их поведении и развитии.
– Какие критерии развития ребенка указывают на «интеллектуальную недостаточность»?
– Это непростой вопрос. Нарушения в работе мозга могут затрагивать очень многие процессы (внимание, память, мышление, поведение и т.д.), поэтому бывает очень сложно поставить точный диагноз.
Скажу сразу, что подобное заключение никто не установит в год, а уж тем более в три–четыре месяца. Если у ребенка есть отставание в развитии или другие проблемы, ему будут назначены дополнительные обследования, специальные занятия, возможно, прием медикаментов. И здесь возможны два сценария: если, к примеру, малыш родился недоношенным, то он будет отставать в развитии, но постепенно нагонит сверстников и выйдет на нормальный для себя уровень. Если же у малыша выявлено значительное отставание в развитии, что является результатом поражения коры головного мозга, в процессе коррекции остаточные явления будут сохраняться. Говоря простым языком, в коре головного мозга просто «порваны» или не сформированы определенные нервные связи, что требует вмешательства специалистов, то есть педагогической коррекции и медикаментозного лечения. Такой малыш имеет все шансы на полноценную жизнь в обществе, но, несмотря на реабилитацию, он навсегда останется особенным.
Интеллектуальную недостаточность у детей выявляют чаще после двух лет на основании специальных IQ-тестов. Однако вероятность ошибки достигает 25–30%, потому как в два года у ребенка еще не развиты все реакции, по которым можно судить, соответствуют ли они норме или нет. Кроме того, малыш может просто не пойти на контакт с педагогом, что ухудшит его показатели. Поэтому родители особенных малышей должны быть готовы к тому, что диагноз может измениться в любой момент, как в лучшую, так и в худшую сторону.
– Какие занятия проводят специалисты с такими детьми?
– Учителя-дефектологи, как правило, начинают работать с малышами старше двух лет. До этого они могут лишь давать маме рекомендации и помогать советами.
Что касается самих занятий, то в педагогике невозможно изобрести велосипед, можно только следовать всем известным правилам и методикам. К примеру, та же система М. Монтессори или кубики Зайцева изначально были созданы именно для реабилитации и развития особенных детей и только потом получили столь широкое распространение.
Занятия в коррекционных центрах проводятся на бесплатной основе. Для начала родители в поликлинике по месту жительства проходят необходимых специалистов, затем следует комиссия в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которая дает заключение о необходимости коррекционной помощи ребенку.
Помимо коррекционных центров родители могут обращаться в соответствующие общественные объединения. Как правило, их создают сами родители детей с определенным диагнозом.
Могу сказать, что благодаря целенаправленной работе дети с интеллектуальной недостаточностью могут быть довольно хорошо адаптированы к жизни в социуме, обучаемы и будут достойно выглядеть на уровне сверстников. Да, возможно, такой ребенок будет отставать в учебе, но на бытовом уровне он будет не хуже, а то и лучше здоровых детей. Дети с интеллектуальной недостаточностью отличаются скрупулезностью и трудолюбием. Они могут делать одно задание медленно и долго, но обязательно доведут его до конца.
– А могут ли малыши с интеллектуальной недостаточностью посещать обыкновенный детский сад или школу, или для них созданы спецучреждения?
– Возможности интеграции таких детей в детские коллективы и общество в целом ничем не ограничены. Сегодня во многих детских садах и школах созданы интегрированные группы и классы, которые посещают как обычные дети, так и дети с особенностями психофизического развития (ОПФР). Их обучение организовано следующим образом: с особенными детьми (как правило, их не больше 2–4 человек в классе/группе) ежедневно работает учитель-дефектолог по специальной программе. Однако такие группы требуют немалых финансовых вложений и создания специальных условий, поэтому они сегодня есть не в каждом саду или школе, но с каждым годом их становится все больше.
В дальнейшем такие дети заканчивают школу и могут поступать в те колледжи, где созданы специальные условия для обучения людей с особенностями психофизического развития.
Беседовала Виктория Бобылёва